Дорогие читатели! ✨
В одной из недавних статей (ссылка в конце публикации), я поделилась методикой «красных перчаток», к которой нередко прибегали в классе фортепиано заслуженной артистки РФ, пианистки, профессора РГК Сусанны Арабкерцевой (1946 – 2009).
В комментариях обмолвилась о другой её методике «завязанных глаз», и со стороны аудитории мне было предложено рассказать об этом подробнее.
С радостью посвящаю данную заметку этой теме!
Если в описании первой методики пришлось подробно рассказывать о том, какие именно перчатки необходимы для её практики, то здесь же – всё проще.
Достаточно завязать глаза любым подходящим материалом, не пропускающим свет. Это может быть шарф, платок, а может маска для сна и т. п. Главное, чтобы вещь оказалась удобной в использовании (не слишком тяжёлой или скользящей).
Основной принцип работы заключается в том, чтобы добиться свободной игры на фортепиано в условиях отсутствия зрительного контроля.
Как работает память музыканта?
Известен факт, человек обладает различными видами памяти.
Для пианиста, как и для любого музыканта, в процессе работы над произведением и игры в целом, важно задействовать несколько её типов (если не все):
- слуховую память (гармоническую, мелодическую)
- зрительную
- механическую (тактильную)
Качество и уровень прочности выученного материала напрямую зависит от того, насколько хорошо пианист владеет им на уровне каждого вида своей памяти.
Для этого, на этапе выучивания, очень важно «включать» каждый из них. Если не все сразу, то по крайней мере прорабатывать каждый по отдельности.
Хоть в процессе игры и работают все аспекты памяти в большей или меньшей степени – но осознанно и в одновременности концентрироваться по всем её направлениям практически невозможно. Да и не нужно.
Если один находится в основной активности – остальные работают в фоновом режиме и при необходимости также переходят в активное состояние.
Например, многим исполнителям может быть знакомо это ощущение, когда земля словно уходит из-под ног, точнее рук, которые продолжают играть даже тогда, когда голова пытается понять, а что именно сейчас происходит? И, главное – куда дальше?!
На сцене всё возможно. Но для большей «безопасности» важно иметь запас прочности к 100% ещё + 100.
Для этого необходимо, чтобы музыка не просто «вызубривалась», а именно осознанно прошла «от и до» через уши, глаза и тело пианиста. Это непроизвольно происходит в одновременности, но прежде, работать с этим можно поочерёдно.
О сердце здесь я ничего не говорю, это отдельная глава. Через него тоже будет не лишним пропустить может не всю, но значительную часть музыки.
Как выучивается произведение? По плану
Сначала необходимо хорошенько вникнуть в нотацию и, лишь разобравшись с ней, – выгрываться в музыку, слушать и слышать своё исполнение, сверяя его с разгаданным композиторским замыслом произведения.
То есть, важно много и качественно работать с нотным текстом, который впоследствии остаётся во внутреннем зрении музыканта. Словно бы ноты всегда перед глазами. Особенно ярко это работает с фотографической памятью.
[Можно также попробовать огуречную маску для глаз вместо шарфика, желательно зафиксировать для надежности. Девочкам понравится, двойной результат!] 🙈
Также хорошо следует зрительно привыкнуть и ко внешней «картинке клавиатуры», к тому, как в ней задействуются руки. Что происходит само по себе.
Во всём этом процессе нужно привести своё тело в состояние комфорта с тем, что оно делает. То есть, следует приучить свои руки, так или иначе ощущать всё, что с ними происходит в момент игры.
Всё должно быть «под пальцами», знакомо и привычно. А значит, из раза в раз, работая над произведением, необходимо осознанно делать одно и то же. Точнее одним и тем же образом.
Например, использовать верную, то есть самую подходящую в той или иной ситуации аппликатуру с самого начала (что никак не могут взять в толк многие ученики, словно цифры над нотами для красоты написаны). И, вооружившись ею, аппликатурой то бишь, искать подходящий приём, комфортное ощущение аппарата (рук).
Чем лучше, тщательнее проходят эти этапы, тем скорее происходит вживание в саму музыку.
Польза методики «завязанных глаз»
При отсутствии возможности работы памяти зрительной, происходит обострение слуховой и тактильной (двигательной).
То есть, в момент игры с завязанными глазами пианист воспринимает процесс музыки лишь на уровне слуха и своих физиологических, тактильных ощущений в чистом виде (не беру в расчёт образное восприятие и «картинку» внутреннего зрения).
Устанавливаются связи одного с другим, слуха и двигательной реакции рук. При этом, зрительное восприятие этому не мешает. Следовательно – укрепляется тот аспект запоминания, который часто оказывается недоработанным по причине вечного помощника – органа зрения.
Важно именно завязать глаза, т. к. просто закрытые глаза легко открыть, чисто рефлекторно, ведь глазки всегда спешат на помощь рукам, пусть и принято считать, что они чего-то боятся 👀
В момент, когда исполнитель на практическом уровне сталкивается с затруднениями при игре с завязанными глазами, у него появляется возможность натренировать эту часть работы, в буквальном смысле самого чудесного органа в природе – человеческого мозга.
И со временем дискомфорт при игре вслепую уступит место более глубокому, острому восприятию своей игры, как на уровне ощущений, так и в звуковом отношении.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи: