Найти в Дзене

Методика «красных перчаток» для пианистов. Секреты высшей фортепианной школы. Работа с туше/toucher (фр. прикосновение)

Оглавление

Публикую давно обещанную мной статью о методике занятий на фортепиано в перчатках. На самом деле их цвет не имеет особого значения. Однако, в моей профессиональной жизни именно красные перчатки оказались «особенными», совершенно случайно. Какие были – в таких и занималась.

Возможно, этот своеобразный принцип работы когда-либо и освещался методистами в истории фортепианного исполнительства, но лично мне, ещё в ССМШ (колледже) при консерватории, открыла его Сусанна Борисовна Арабкерцева (1946-2009) – пианистка, профессор фортепианной кафедры Ростовской консерватории, заслуженная артистка РФ, выпускница МГК, ученица Якова Флиера (поколение московской фортепианной школы К. Игумнова).

Моё семилетнее обучение в классе Арабкерцевой и знакомство с её семьёй значительно повлияли на меня и мою судьбу, как в профессиональном, так и в личностном отношении.

О методике

По ходу статьи, интереса ради, представляю вниманию уважаемой аудитории фотографии некоторых личных «рабочих» перчаток и не только.

Сусанна Арабкерцева на фотографии по центру. Автор канала, Анастасия Шляховая в белой куртке и красных перчатках. Ливадия, 2007. Печатная статья автора из книги-посвящения Сусанне Арабкерцевой (Ростов-на-Дону, 2009)
Сусанна Арабкерцева на фотографии по центру. Автор канала, Анастасия Шляховая в белой куртке и красных перчатках. Ливадия, 2007. Печатная статья автора из книги-посвящения Сусанне Арабкерцевой (Ростов-на-Дону, 2009)

В далёком 2007 году, в период активной подготовки к очередному фортепианному конкурсу, Сусанна Борисовна предложила мне следующий принцип занятий, к которому она сама нередко прибегала, в особенности перед концертными выступлениями:

Первое, что нужно, собственно говоря – перчатки. Трикотажные или из тонкой шерсти. Главное, чтобы они были не слишком плотными, но важно, чтобы они были мягкими, не стесняющими движения.

При этом необходимо, чтобы они прилегали к рукам, чётко по их форме. Допустимо, чтобы перчатки были слегка свободными, но не болтались (!) и не соскальзывали с рук. То есть – были по размеру и не мешали естественному ощущению (не стягивали запястья резинкой, например).

Особых упражнений для игры в перчатках не существует, хотя гаммы покатать в них очень полезно, особенно длинные арпеджии (кто знает, тот поймёт, где нужно смеяться).

В перчатках следует заниматься таким же образом, как и без них. И в итоге добиться такого же ощущения комфорта и свободы, какое бывает при обычной игре без перчаток.

Далее групповое фото моих первых «боевых товарищей» (в безжалостных боях). Одни из них – те самые, что на фото в Ливадии выше.

В связи с некоторыми физическими неудобствами игры в перчатках, предложенная методика заставляет пианиста быть осознанным в процессе занятий, что крайне важно на ранних этапах выучивания произведения. Это обеспечивает качество.

И вообще – иногда очень полезно осознанно прорабатывать словно бы заново то, что играешь и хорошо знаешь пусть даже десять лет.

В особенности полезно отрабатывать сложные места, скачки, возможно в несколько менее подвижном темпе, чем обычно. Важно быть точным при исполнении, не допускать «мазни». В данном случае лучше снизить скорость, нежели качество.

В первое время могут возникнуть странные впечатления. Как будто перчатки мешают играть. Их захочется снять. Значит, всё верно! Именно это важно в данной методике. Руки становятся неуправляемыми, словно бы «нефигурист» на льду (хоть и «нелыжник» на лыжах, это ещё страшнее, особенно, когда лыжи в разные стороны уходят).

Игра в перчатках значительно осложняет процесс игры по разным причинам. Во-первых, при игре «голыми руками» пальцы практически незаметно, но всё же «прилипают» к клавишам (только если не слишком потеют), образуя комфортные условия для технической ловкости и удобства, точнее – обеспечивая хороший контакт с клавиатурой. В перчатках этого не происходит.

Обратите внимание, какие у лягушечки замечательные пальчики! И глаза выразительные, тоже красные. Красотулечка!
Обратите внимание, какие у лягушечки замечательные пальчики! И глаза выразительные, тоже красные. Красотулечка!

Тактильная память рук в миг теряет ориентиры. Приходится играть головой (мозгами в смысле) и весом от плеча, за счёт чего руки ощущаются сильнее, крепче, так как основной задачей становится сохранение контакта с клавиатурой, которого ощутимо не хватает при игре в перчатках.

Весовая сила всего корпуса (от копчика) идёт в руки, чтобы как можно лучше, яснее «нащупать клавиатуру» и не растерять свои пальцы по пути.

Здесь же очень важно грамотно распределять напряжение в теле, избегая нежелательных зажимов! Они бывают даже в скулах, а также в области бёдер, не говоря уже о локтях, плечах и шейном отделе.

Возможно, звучит всё это несколько странно, но всё на полном серьёзе. Такова профессия пианиста, в целом очень связанная с физиологией человека, не только его рук! И не только с физиологией.

Рабочие...
Рабочие...

О пользе

Подобная методика занятий может значительно укрепить степень уверенности, знания музыки на практическом уровне. А также поддержит исполнителя в случае со слабенькими, хоть и живенькими руками (коими часто обладают прекрасные пианистки).

И каково облегчение, когда после продолжительных занятий в перчатках, руки вновь находят привычный контакт с клавиатурой!

Теперь не сотрутся! Обогревательные
Теперь не сотрутся! Обогревательные

Более того – ощутимо значительное улучшение качества этого контакта! При чём в этом случае уже без особых физических затрат.

Руки становятся гибче, ловчее и сильнее, словно лапы льва, пышущие теплом (ещё бы, если хоть часик попыхтеть в перчатках).

Играть становится легко, как по маслу, при этом едва напрягая что бы то ни было в своём теле (какова реклама, а?!)

Не только перчатки поистёрлись, ковры тоже... Следы от ножек стула
Не только перчатки поистёрлись, ковры тоже... Следы от ножек стула

Дело в том, что пианист играет весом своего тела, а не степенью его напряжения, избыток которого возникает, как компенсаторная реакция нервной системы на неуверенность и отсутствие комфортного положения и взаимодействия с инструментом.

Здесь напрягаться следует голове, при чём грамотно, что является значительно более сложным процессом...

Для того чтобы решить проблему, её следует сперва обострить и чётко определить. А игра в перчатках как раз позволяет прочувствовать в преувеличении всё то, что без них незаметно мешает свободной, уверенной игре...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи: