Зачем нам индикаторы – мы их и так видим!..
В общем-то так, но духовная наука, как это кому-то ни покажется странным, наука точная. В ней есть свои аксиомы, свои законы и следствия, знать которые человеку отнюдь не помешает.
Итак, как определить человека, который погрязает в страстях? И как определить самого себя, погрязающего в страстях?
Вот чему по этому поводу учит нас преподобный Марк Подвижник:
«Кто не любит обличения, тот, верно, намеренно погрязает в страстях».
Обратите внимание – не просто погрязает в страстях, а намеренно погрязает в страстях.
Это разные вещи.
Можно вариться в какой-либо страсти и не подозревать об этом. Такое бывает и бывает очень часто. Особенно если это страсть трудноисследимая, как, например, гордость.
Любая страсть старается замаскироваться. Замаскироваться под что-то благородное или вынужденное.
Например гнев хорошо маскируется под благородное негодование, зависть – под желание справедливости, похоть – под душевную близость… Ну и так далее…
И обличение здесь бывают как холодный душ. Холодный душ для страсти, который может ее остановить.
Любое осознание своей страсти уже приводит к уменьшению ее силы.
Но в нашем случае, по Марку Подвижнику - ситуация иная.
Человек намеренно погрязает в какой-то страсти. Он прекрасно осознает, что это постыдно, неблагородно, нехорошо, кощунственно, богопротивно.
И тем не менее, продолжает сознательно находиться в своей страсти – «погрязать в ней», по точному определению св. Марка.
И для такого человека обличение его страсти – просто невыносимо.
Это такое мучение и скорбь, которую просто невозможно вынести.
Он-то надеялся, что ее не видно, что он ее хорошо замаскировал и спрятал…
Кстати, тут проявляется наивность и ослепленность многих, даже умных по природе людей. Они думают, что могут надежно скрыть свою страсть.
Но это глупое заблуждение. Страсть скрыть невозможно. Она всегда прорывается наружу. Она всегда через что-то отражается:
- через поведение,
- через дела,
- через слова,
- через выражения лица,
- через глаза,
- даже через молчание…
А скрыть ее невозможно просто потому, что она иноприродна человеку. И потому не может не выдавать его. Она всегда чувствуется любым достаточно чутким человеком.
Страсти не замечаются только в кругу точно таких же, пораженных теми же страстьми людей.
Точнее – замечаются тоже, но не выделяются в нечто необычное и ненормальное. Толпа пьяных людей не видит ничего плохого в своем состоянии.
Стадный инстинкт – как еще одна страсть – и тут играет с человеком злую шутку, снимая нагрузку с его совести нивелировкой под окружающих.
Что ж – теперь давайте применим все, что мы узнали, к себе.
Есть ли среди нас хоть один человек, который любит, когда его обличают?
Может это признать хоть один из нас?..
То-то же. Но же это означает?
По точному духовному закону, обозначенному св. Марком Подвижником, это может означать только одно:
Мы все намеренно погрязаем в наших страстях.
Не просто по неведению, а вполне сознательно и намеренно.
И мы ненавидим тех людей, которые посмели обличить нас в наших страстях и тем поставили нас в невыносимо мучительное состояние обличенности.
Кстати, по св. Марку:
«…должно благодарить Бога за всякий скорбный случай».
А мы не то что, не благодарим за обличение, мы готовы разорвать на куски того, кто это сделал. Этот человек неизбежно становится нашим врагом, и мы непременно найдем случай и возможность ему отомстить.
Каждый из нас может легко назвать главную страсть, в которой «погрязает»:
- чревоугодие,
- блуд,
- сребролюбие,
- гнев,
- уныние,
- тщеславие,
- гордыня,
- зависть…
Но исправляться мы не хотим, нам приятно и хорошо «погрязать» - в вонючем и грязном болоте своей страсти…
Нам бы только заткнуть глотку тому, кто нас попытается обличить.
Увы – мы такие…