Найти тему
Артур Кратько

Шрам под глазом и новая форма носа: Встреча Рагулина и Эспозито спустя 26 лет после знаменитой потасовки XX века на Суперсерии 1972

Оглавление

В XX веке можно было бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как хоккейная сборная СССР сражается на белом льду арены со сборной Канады…

В XX веке можно было бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как хоккейная сборная СССР сражается на белом льду арены со сборной Канады…
В XX веке можно было бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как хоккейная сборная СССР сражается на белом льду арены со сборной Канады…

… Да простят меня читатели за невольную шутливость и романтизацию хоккейных поединков между Канадой и Советским Союзом в самом начале статьи, но факт остаётся фактом: на тот момент времени со зрелищностью подобного хоккейного сражения не могло сравниться ни одно другое спортивное мероприятие.

Спортивная ненависть между канадцами и советами, в момент пикового принципиального противостояния, достигала такого уровня, что нередко выливалась в столкновения и драки на льду. А так как поединок между двумя хоккеистами в данном виде спорта — явление обыденное, то некоторые «схождения» «кость в кость» стали легендарными и обсуждались во всех уголках земного шара.

Первая Суперсерия 1972-го года

Конечно, на тот момент времени высшее руководство телерадиокомпаний не могло не заметить, насколько резко взлетают рейтинги советско-канадских трансляций. В этот момент времени, в прямом смысле этого слова, весь мир с напряжением вглядывался в чёрно-белые экраны, либо вслушивался в слова комментатора, чтобы с точностью до секунды знать, что происходит на хоккейном корте.

... чья «великолепная пятёрка и вратарь» всё-таки лучше всего в мире обращается с коньками, клюшками и шайбой.
... чья «великолепная пятёрка и вратарь» всё-таки лучше всего в мире обращается с коньками, клюшками и шайбой.

Именно поэтому, следствием такой популярности советско-канадских матчей стала уникальная Суперсерия 1972-го года из 8 товарищеских встреч вышеуказанных команд, чтобы доподлинно выяснить, чья «великолепная пятёрка и вратарь» всё-таки лучше всего в мире обращается с коньками, клюшками и шайбой.

Красочных, знаменитых, ярких цветных и чёрно-белых фотографий того времени предостаточно.

На этих фотографиях сразу же бросается в глаза очень примечательный образ канадских фигуристов. Красно-белая форма с фирменным клиновым листом, полное отсутствие шлемов, как ярая демонстрация презрения к боли, опасности и страху. И только на кадрах видеохроники видна ещё одна персональная отличительная черта канадцев — постоянное жевание жвачки, с которой спортсмены не расставались и в самые напряжённые минуты.

И словно противовес канадской команде, советские хоккеисты — бело-красная форма, собранность, строгая надпись «СССР» на груди, обязательные шлема и эталонное поведение на льду. Нет, это не означало, что советские хоккеисты опасались драки. Но это означало, что зачинщиками потасовки наши соотечественники становились кратно реже, чем их коллеги с другого континента.

Конфликт Рагулина и Эспозито

Конфликт потому и вошёл в историю, что его начало попало на очень колоритный кадр 6-го матча «товарищеской» суперсерии. Невооружённым взглядом видно, как черногривый, крупный канадец — Фил Эспозито что-то громко заявляет в лицо явно-недовольному Александру Рагулину. И только позже выяснилось, что в тот момент, когда фотограф нажал на рычаг, канадец, только что встав на коньки, после силового приёма советского спортсмена, весьма злобно заявил нашему хоккеисту, что у него изо рта дурно пахнет, а вся советская команда явно употребляла чеснок перед матчем.

Невооружённым взглядом видно, как черногривый, крупный канадец — Фил Эспозито что-то громко заявляет в лицо явно-недовольному Александру Рагулину.
Невооружённым взглядом видно, как черногривый, крупный канадец — Фил Эспозито что-то громко заявляет в лицо явно-недовольному Александру Рагулину.

По выражению Александра Рагулина также видно, что такое панибратское отношение и подколка со стороны противника воспринимается им не иначе, как личное оскорбление. Причём Фил Эспозито был достаточно отчаянным человеком, так как негласное прозвище Рагулина среди канадцев звучало как «Большой Раг» либо «Большой Медведь», что сильно характеризовало стиль игры Александра.

Как утверждал Эспозито впоследствии, такое оскорбление в адрес советского хоккеиста он позволил себе только после того, как «детина» весом в 105 килограмм при росте в 185 сантиметров начал целенаправленно «выцеплять» его на арене, что и привело к силовому приёму у левого борта. Правда это или нет – пойди и разбери столько лет спустя. Но факт оставался фактом — на тот момент Канада вела со счётом 3:2, отчего напряжение на ледовой арене достигло своего пика. Именно поэтому, сразу после того, как был сделан этот замечательный кадр, произошла потасовка, в результате которой Александру достался удар клюшкой под глаз, а Эспозито пропустил тяжелейший удар в нос.

Именно поэтому, сразу после того, как был сделан этот замечательный кадр, произошла потасовка...
Именно поэтому, сразу после того, как был сделан этот замечательный кадр, произошла потасовка...

Только тешатся…

Весь мир буквально сошёл с ума, обсуждая драку могучего канадца с не менее могучим советским хоккеистом. Но сами спортсмены после матча только пожимали плечами и искренне не понимали из-за чего весь этот сыр-бор.

Например, Александр со всей искренностью считал, что такая мини-потасовка — это обычный «рабочий» момент, на который даже не стоит обращать внимания из-за постоянного возникновения аналогичных моментов на каждом матче (причём не только в Суперсерии).

В свою очередь Эспозито тоже зла не держал, но отметил, что удар у Рагулина был столь тяжёлый, что создаётся впечатление, что (цитата):

«в тебя бросили гранату».

Конечно, по правилам хоккея, потасовка должна проходить без перчаток, шлемов и в боксёрском стиле, поэтому судьи не оценили использование Филом «специального средства» в виде клюшки. За это, собственно, канадец и получил заслуженных 5 штрафных минут, отправившись на соответствующую скамейку подумать над своим поведением и прощупать явно-сломанный нос.

Но ни канадский, ни советский хоккеист друг на друга зла не держали — «выпустили пар» и продолжили игру.
Но ни канадский, ни советский хоккеист друг на друга зла не держали — «выпустили пар» и продолжили игру.

Сам же Рагулин получил рассечение в месте удара клюшкой, которое со временем заросло в довольно привлекательный шрам. Но ни канадский, ни советский хоккеист друг на друга зла не держали — «выпустили пар» и продолжили игру.

Подпольное прозвище «Балаган»

Товарищи Рагулина по команде всегда описывали Александра как исключительно миролюбивого человека. Более того, его «подпольные» прозвища – «Палыч» либо «Балаган» характеризовали его как компанейского, весёлого мужчину, который редко обижался на людей вокруг. Причём «Балаган» — прозвище, не являющееся отражением громкого поведения, а данное членами команды в честь персонажа Шуры Балаганова из произведения «Золотой Телёнок».

По словам товарищей, сам Александр никогда в драку не лез. Но и себя обижать не позволял, отвечая в своём стиле. Именно поэтому Фил элементарно нарвался, наговорив лишнего и замахав клюшкой, за что и был обречён «получить гранату».

По словам товарищей, сам Александр никогда в драку не лез.
По словам товарищей, сам Александр никогда в драку не лез.

Более того, в ту пору за плечами «Балагана» уже была одна неприятная история, когда в 1973 году, в матче с Чехословакией, его довёл до белого каления очень вспыльчивый, наглый и задиристый игрок — Холик Ярослав. Тогда Холик получил по первое число, а сам Александр был вынужден долгое время таскаться по разным комитетам, оправдывая своё поведение, так как с точки зрения политической идеологии совершил неправильный поступок, ударив чеха первым. Именно поэтому «Палыч», наученный горьким опытом, даже не трижды, но четырежды думал, перед тем, как вступить в новую потасовку.

Производственные травмы

Александр также рассказывал, впоследствии давая обширное интервью «Советскому спорту», что не держит зла и на шведа Тумбу Юханссона, который выбил ему зубы во время одного из столкновений. Как комментировал произошедшее Рагулин — «дело случая» и «производственная травма» — не более. Но ровно также он относился и к повреждениям чужого организма, которые вольно либо невольно наносил во время игры, ибо ломал противникам и ключицы, и даже ноги за свою карьеру.

Александр Рагулин.
Александр Рагулин.

К слову, Суперсерия-1972-го года закончилась триумфом канадской сборной. При этом канадские хоккеисты были дико расстроены реакцией собственных болельщиков, когда в первых 4- домашних матчах дважды проиграли, один раз еле вытянули ничью и только один раз победили «советов».

Тот же Эспозито, после завершения 4-го матча, высказал публичные претензии к болельщикам в рамках одного из телеинтервью. Дескать, «мы сделали всё возможное, а вы нас освистали перед советскими коллегами»!

При этом Фил не побоялся сказать, что они, как команда, выложились до конца, но так и не смогли победить советских спортсменов. Хотя бы потому, что (цитата):

«Эти русские — великие хоккеисты. Почему бы всем нам не оценивать их по достоинству…»?
Добавьте описание
Добавьте описание

И, судя по всему, канадская сборная вдохновилась речью своего игрока, отчего в «советской» части Суперсерии смогли 3 раза победить на чужом стадионе и только раз проиграть.

Завершу эту статью тем, что Эспозито и Рагулин встретились на Чемпионате мира в Цюрихе 26 лет спустя. И с удовольствием обменялись новыми подколами друг с другом, вспомнив и про шрам под глазом и про кривой нос. Но никто не держал друг на друга зла, ибо спорт, пусть болезненный и травмоопасный, тем и прекрасен, что объединяет континенты и находится вне политики.

Не забываем подписывайтесь на канал! ✅ А сейчас рекомендую прочитать:

И не забудь поставить 👍 - они помогают в развитии канала!