При первом знакомстве с абстрактной живописью невольно задаешься вопросом – можно ли считать это искусством? Цветные пятна и линии, пересекающиеся плоскости и будто начертанные по линейке фигуры… Где смысл в этом буйстве красок, где чувства в строгой упорядоченности геометрических форм? Однако, познакомившись с абстракционизмом поближе, начинаешь задавать вопрос иного толка – не это ли настоящее искусство? Сегодня мы с вами попробуем поискать ответы на примере картины Пита Мондриана «Композиция с красным, синим и жёлтым».
Питер Корнелис Мондриан – нидерландский художник, вместе с Малевичем и Кандинским заложивший основы абстрактной живописи. Его творческий путь отражает сложный и напряженный духовный поиск. Начинал Мондриан учителем рисования, и его работы в то время – классические пейзажи в стиле импрессионизма. Затем он увлекся учением Елены Блаватской, заинтересовался кубизмом и, наконец, вместе с другими членами творческого объединения «Де Стейл», основал новый стиль геометрического абстракционизма – неопластицизм.
Перейдя к абстрактному искусству, Мондриан не просто пишет картины, он воплощает в них свое философское виденье мира. Абстрактное изображение призвано утвердить превосходство универсального (цвет, линия, фигура) над частным. Самого себя он называл «голландским философом с кистью в руке». Все для него было исполнено особого смысла. Мистическое значение художник придавал сопоставлению основных цветов – красного, синего и желтого, с «бесцветными» – белым, серым и черным. Зеленый цвет при этом решительно отвергался. Даже линии имели символический смысл: вертикальные Мондриан считал «мужскими», а горизонтальные – «женскими».
Именно эти, сакральные для Пита Мондриана цвета, перечислены в названии «Композиции с красным, синим и жёлтым». На квадратном холсте мы видим цветные прямоугольные фигуры, противопоставленные белым полям. Порядок и структуру изображению придает каркас из горизонтальных и вертикальных линий различной толщины. При этом каждая из цветных фигур (красная, синяя и желтая) ограничена черными линиями лишь с двух сторон, остальные границы как бы исчезают в пространстве за краем холста. Размер и расположение цветных полей тщательно подобраны, чтобы создать ощущение гармонии и баланса: большой красный квадрат нисколько не подавляет меньший синий и совсем маленький желтый прямоугольники.
Примечательно, что художник критически оценивал свою картину, называя ее «статичной». Однако ценители искусства с ним решительно не согласны – в 1983 году практически неотличимую от нее «Композицию № II» Мондриана приобрел японский коллекционер за 2,2 млн. долл., а в 2022 году картина была продана с аукциона уже за 51 млн. долл.!
Простая на первый взгляд картина, как нельзя лучше отражает художественную философию Мондриана – передачу самой сути жизни посредством чистых основных цветов и прямых линий. Контрастные геометрические фигуры изображения, взаимодействуя друг с другом, задают особый художественный ритм. Это полотно – послание художника зрителям на универсальном визуальном языке.
|Справка| Полное название картины – «Композиция с красным, синим и жёлтым» (Composition with red, blue and yellow). Автор – Питер Корнелис Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan). Жанр – абстракционизм. Стиль – неопластицизм. Дата создания – 1930 г. Материалы: масляные краски, холст. Размеры: 45 x 45 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!