Зависть в СССР — двигатель всего развития. Люди постоянно смотрели, что там у соседа или коллеги…
Фанаты Советского Союза любят распространять миф, что тогда все люди были добрыми, приветливыми, помогали друг другу. Не берусь их осуждать, ведь частично это правда. Повторю — частично. Тогда действительно лучше ценились семейные отношения, но за пределами дома доброта заканчивалась до первого «выброшенного» товара или до первой очереди в государственном учреждении.
Любого человека с малых лет сопровождало хамство: начиная от детских садов и заканчивая взрослыми отделениями в больницах.
Прискорбно, что молодое поколение слушает эти россказни о советском рае и думает, что СССР был страной каких-то добрых и невероятно хороших людей, а сейчас всё сразу стало плохо, и все стали злыми.
Давайте послушаем, что говорят обычные люди.
Сергей, 69 лет.
Не стоит идеализировать народ СССР. Я прожил в СССР 41 год из своих 69, но не могу утверждать, что рядом со мной все были приветливые и щедрые, но такие были. Эта щедрость и приветливость хорошо проявлялась в бесконечных очередях, в которых могли очень ярко двумя-тремя словами оценить любого человека. Особо "приветливыми" были продавцы, таксисты, большие и маленькие начальники.
Другая женщина 65 лет говорит коротко, но так ёмко, что нечего добавить:
В СССР все добрые и дружные были только в советском кино!
Зависть — двигатель советского прогресса
Если вспоминать сытую вторую половину 60-х и благополучные 70-е годы, то там тоже не всё просто.
Росло благосостояние людей, но вместе с ним и зависть друг к другу. Это популярное заблуждение, что советские люди искоренили зависть. Откуда тогда этот «вещизм» и синдром Плюшкина? От зависти.
Грише каким-то чудом досталась трехкомнатная квартира, а нам дали только двухкомнатную — завидуем ему. Игорь купил холодильник, а мне места в очереди не хватило — завидуем ему со скрежетом зубов. Юлька «достала» путёвку в Болгарию, откуда привезла красивые сапожки. А мне максимум в Геленджике ножки помочить. Зависть!
Ну конечно, никаких доносов в НКВД в те времена уже не было, даже если кто-то так утверждает, то это в самом деле полная белиберда. Лучшим способом продвинуться в системе было «настучать» на более успешного Гришу с трёхкомнатной квартирой в какое-нибудь местное партийное отделение. Или управдому. Или начальнику на заводе.
Ещё одна женщина возрастом 57 лет вспоминает «прелести» доброты в советской коммуналке:
Ещё какие добрые люди были! На общей кухне в кастрюльки плевали. Вы наверное на Луне жили, мне было 17, когда у нас появилась отдельная квартира в конце 80-х годов. На радостях, что не видишь соседей, старалась делать все, чтобы почувствовать свободу. Я и сейчас стараюсь с соседями общаться как можно меньше.
О да, там доброта цвела пышным цветом. В обществе насаждали показную доброжелательность, а твои действия обязательно должен был одобрить сосед и троюродная сестра младшего дяди твоей тёти.
Люди были приветливыми, потому что жизнь каждого полностью зависела от того, что скажут люди. Я удивился, как это в советском обществе отказались от товарищеских судов. Они в полной мере соответствовали настроению людей.
А про бабушек на скамейках даже вспоминать нет желания, эта славная часть общества была, как правило, источником всех бед для тех, кто проходил мимо и сказанул неосторожное слово.
Я б сказал, что все эти моральные установки про сплочённость и коллективизм начали стираться во второй половине 70-х. В итоге мы и пришли, к чему пришли — к коллапсу конца 80-х и начала лихих 90-х. Случился настоящий обвал нравов: было по сути официально объявлено, что библейские "человек человеку друг, товарищ и брат", "почитай отца и мать своих — ерунда полная.
Хоть как-то наше общество начало вылезать из этой ямы в начале 2000-х и справилось намного быстрее, чем могло бы быть.
Сегодня люди стали умнее, культурнее, начали видеть связи между своим поведением и уровнем их благополучия. Наша молодёжь прекрасна и привыкла оценивать людей без предрассудков и мнительности, в отличие от наших бабушек-сверстниц.