Учение Живой Этики рекомендует учителю развивать необходимые качества, устремляя сознание в Будущее, чем обеспечивается постоянная свежесть мысли и верность позиций в отношении текущих, быстро меняющихся явлений и событий.
Только перенесение сознания в Будущее, вместе с пониманием Основных Законов Эволюции, поможет верно разбираться в новых явлениях, связанных с притоком психической энергии в сферу сознания человечества.
Именно учитель, как человек, имеющий дело с новыми поколениями, должен быть наиболее просвещённым лицом в государстве, учитель должен самостоятельно формировать своё мировоззрение, основываясь не на поверхностных течениях массового мышления, и не на непроверенных временем научных теориях, но на глубоких знаниях о человеке, о его внутренней природе, о законах мысли в её многомерности.
Следует осознать сущность духовности как высшего качества накоплений тонких энергий, и сущность сознания как немеркнущего Света внутри индивидуальности, Света который один лишь и является тем организующим началом, явление которого только и придаёт ценность всем качествам и способностям личности.
Надо понимать-чувствовать различие между личностью человека и его индивидуальностью (вторая практически не поддаётся изменениям, ибо складывается на протяжении веков), чтобы в наибольшей степени овладеть искусством воспитания, в котором главное – уметь различать изменяемое от неизменяемого, и уметь обращаться к свету сознания и качествам духовности в личности воспитуемого. Именно гармонизация психической энергии – в основе взаимопонимания и сотрудничества учителя и ученика.
Всякий процесс самовоспитания основывается на самонаблюдении. Наблюдать мысль, стремясь углубить её, развить в высших качествах, достичь цельности, т.е. единства в Планах физическом, Тонком и Высшем – такая деятельность сознания будет лучшим видом работы над собою. И время «собеседования» с Миром Высшим – молитва – будет лучшей основою.
Живая Этика советует учителю утончать качества своей энергии также и путём постоянного наблюдения. Имея в поле зрения множество людей, наблюдатель может отмечать взаимовоздействие между пространственными токами и коллективной мыслью, непосредственное воздействие пространственных условий на мышление и поведение детей.
Постепенно, путём развития внимания и наблюдательности, привлекая к такой исследовательской деятельности и учащихся. Необходимо мыслить о Мире Высшем, «искать явления высшие среди человеческого бытия» («Надземное», §516).
Тем будет внесён огромный вклад в воспитание культуры деятельности, основанной на чуткости, ответственности и самообладании. Внимательность к энергиям и организованность мысли избавит от грубости и сентиментализма.
«И сама суровость труда может получить прекрасный смысл, не огрубляя, но внося понятие сотрудничества. Помнить нужно, что грубость противна всем законам природы… Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость – так можно убеждаться, насколько грубость не допустима» («Братство», §58).
Ш.А. Амонашвили писал, что необходима педагогика, основывающаяся на принятии «четвёртого измерения». Органом «четвёртого измерения» является как раз психическая энергия. Совершенно очевидно, что всё дальнейшее продвижение в педагогике будет осуществляться на путях познания этой великой энергии сознания, изучения и применения её свойств как энергии познания, энергии воспитания, и в том числе самовоспитания.
Учение Живой Этики даёт понимание сущности этой Единой Энергии Бытия, её качеств, открывает пути её познания и применения в жизни, в творческом действии.
«Все слышали о наступлении Нового Века; может ли новое наступить бездейственно? Можно приветствовать каждого нового слепыша, нежели повторяющего древнего попугая» («Агни-Йога», §142).
«Можно среди жизни очистить остриё понимания тонких энергий, ибо в них будущее» («Агни-Йога», §380).
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью эту статью: "Познание Законов Бытия и законов психической энергии…", – можно читать на нашем сайте "Живая Школа".