Итак, 21 октября 1422 года французский король Карл VI тихо покинул этот мир, давно забытый всеми окружающими, включая собственную жену. Казалось, только маленькому ангелу по имени Одетта было дело до умирающего короля.
Однако, когда Карла не стало, все неожиданно изменилось (хотя несчастный король об этом уже не узнал). Когда похоронная процессия медленно двигалась по улицам Парижа, горожане толпами стояли на улицах, оплакивая почившего монарха. Их горе было так велико, как будто они прощались с близким и родным им человеком. На самом деле этому горю было еще одно объяснение: многие понимали, что вместе с Карлом VI в небытие уходила сама Франция.
Те из читателей, кто не в первый раз путешествует со мной по страницам XV века, помнят, что "маленькая сиделка" Одетта де Шамдивер после смерти короля уехала в Бургундию, и, как и король, оказалась в забвении (по крайней мере для современников). Впрочем, законная супруга Изабелла (которая так и не соизволила ни навестить Карла в его в последние дни, ни проводить его в последний путь) точно так же влачила нищенское существование в отеле Барбетт, всеми забытая и никому не нужная.
Ну а дофин Карл через несколько дней был провозглашен в Бурже королем Франции, хотя все, присутствовавшие в местном соборе, понимали, что в данном случае даже сама процедура вызывала сомнения, не говоря уже о королевстве... Бедфорд держал страну твердой рукой, вдобавок буквально через полгода, весной 1423 года три герцога: Филипп Бургундский, Бедфорд и Жан Бретонский подписали в Амьене договор о союзе и дружбе, и, чтобы закрепить этот договор, регент женился на сестре Филиппа Анне Бургундской, тогда как другая сестра Бургундца, Маргарита, бывшая прежде замужем за братом Карла Людовиком Французским, вышла замуж за Артура де Ришмона.
Кроме того Бедфорд продолжил наступление на Анжу, которое продвигалось вполне успешно - англичанам удалось захватить и разграбить город Сегре, а позже захватили и Краван на северо-востоке, потеря которого обрекла на гибель партизанскую группировку графа д'Омаля.
Словом, когда героиня нашей истории Иоланда Арагонская наконец вернулась во Францию, дела обстояли, мягко говоря, не очень обнадеживающе. Однако, Иоланда торопилась во Францию в первую очередь потому, что 23 июня 1423 года ее дочь Мария Французская подарила своему супругу сына, будущего Людовика XI. Иоланда очень спешила в Бурж, но все же опоздала к рождению малыша, но успев на церемонию крещения. Существует очень интересная легенда, связанная с крещением маленького французского наследника, о которой я рассказала ниже.
Когда первая радость от свидания с дочерью и новорожденным внуком улеглась, Иоланда стала потихоньку присматриваться к происходящему при дворе Карла VII. И то, что она увидела, выглядело не менее печально, чем ситуация в целом по стране. После произошедшего на мосту Монтеро король стал бояться вида крови, а затем, когда в Пуатье неожиданно рухнул пол второго этажа местного собора, причем провалился он прямо у ног Карла, у него появилась еще и акрофобия (боязнь высоты). Впрочем, фобии Карла развивались одна за другой, и вскоре он уже стал бояться, толпы и просто новых лиц. Луве, захвативший всю власть при буржском дворе, подложил королю в постель свою дочь (по совместительству жену героя другой нашей истории - Бастарда Орлеанского), а сам, пользуясь ситуацией, практически присвоил себе королевскую казну.
Словом, Карл был готов отступиться от дальнейшей борьбы за трон и именно в этот момент он встретился со своей тещей. Ну а что было дальше, я, как обычно, расскажу в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. А те читатели, кто присоединились к нам недавно, смогут найти начало нашей истории здесь: