Найти тему
Ирина Минкина

Алеша скоро не будет стоять над горою

В муниципалитете болгарского Пловдива рассматривают вопрос о сносе советского памятника Алеше.

Но то, что вот этот - Алеша, 

Известно Болгарии всей…

Вообще говоря, неблагодарность братьев-болгар лично для меня - это один из самых болезненных вопросов в плане любых братьев наших бывших. Может, потому что я в свое время (так получилось) очень глубоко и вдумчиво изучала русско-турецкую войну 1877-1878 годов. А может, потому что лично была на Шипкинском перевале, видела эти вросшие в землю пушки Российской империи. Видела полуистлевшие кресты. Видела памятные камни. Пыталась представить себе, как наши здоровые мужики погибали на чужбине, а их семьи так и не узнали о судьбе своих бойцов (чай не 21 век был тогда на дворе). 

Я знаю, какой подвиг совершили русские бойцы на Шипкинском перевале. Я слушала рассказы болгарского экскурсовода на перевале о том, как русские солдаты кидались в турок ящиками, когда у них закончились патроны. Как турки потом с уважением - от страха, конечно, - отзывались о русском генерале Иосифе Гурко (Гяурка-паша, которого янычары боялись больше смерти). 

Столько жизней наша армия положила в основание независимой Болгарии… И ведь если бы не мы, болгар просто бы не было. Исходя из того, какую политику вели турки на болгарских землях Османской империи, - ну их бы просто не было. Женщин насиловали, мужчин вырезали. Это в принципе можно даже на картинах Верещагина посмотреть. Только Верещагин-то - как и все русские - сочувствовал братьям-болгарам…

А вот теперь - Алеша, видите ли, довлеет над болгарами. Так как самый крупный памятник среди прочих. А значит, фраппирует, так сказать, тонкокожих болгар напоминанием о величии Союза…

Знаете, какое-то время назад мне было жалко болгар за то, что они превратились в какое-то замшелое квазигосударство. Однажды (было и такое) я все лето провела в Болгарии - в отпуске на море с двумя крошечными детьми-погодками. Семья отправила. И даже наняла мне няню-болгарку в помощницы (так как остальные члены моей семьи работали и, конечно же, не могли сидеть со мной на море). И вот когда я однажды спросила эту женщину (пенсионерку), как ей живется при Евросоюзе, то она… расплакалась. Потому что плохо ей живется. А еще в Болгарии очень много людей (включая детей) с ожирением, так как основная еда населения - белый хлеб с кефиром. Ибо дешево. Вот так вот… И мне было жалко их до слез. 

Но Алешу всерьез взялись демонтировать.

Жалко ли мне будет болгар после этого? Да мне Алешу жалко нашего. А про болгар после такого мне что-то и думать не хочется.