В 1997 году в Великом Новгороде, во время археологических работ на одном из крупнейших раскопов города – Федоровском, обнаружили берестяную грамоту, которой присвоили №789. Сохранившийся полностью долговой список составили в последней четверти XI века. И один из долгов нужно было взять «у Домана, Тудорова изгоя». В современном русском языке слово «изгой» имеет значение «отвергнутый/игнорируемый обществом, исключенный из общества». Но во времена Домана изгоями называли других людей. Что же, давайте разбираться.
Лингвисты реконструировали вероятное звучание праиндоевропейского корня *gʷeyh₃ – гʸэй. Корень имел значение «жить» и со временем от него образовалось праславянское «гойити» – живить, то есть буквально «заставлять жить». Тот же фонетически измененный праиндоевропейский корень лег в основу и слова «жизнь». Кстати, приветственное выражение «гой еси»» переводится как «будь жив!»/«будь здоров!». Затем к глаголу «гоити» добавилась приставка «из-» с древним значением «от», от глагола образовалось существительное и получился «изгой» – буквально тот, кому нет жизни где-либо в прямом и переносном смысле.
Изгой впервые встречается в древнейшем русском кодексе права «Русской правде» (XI век), где его статус можно толковать так: человек, оказавшийся вне какой-либо социальной группы. Как же можно было попасть в положение «вне своего круга»? Об этом сказано в Уставе князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых» – компиляции конца XIII века грамоты новгородского князя Всеволода Мстиславича (около 1095/1100 или 1103 – 1138) и третьей редакции Устава о церковных судах и десятинах его прапрапрадеда – князя Владимира Святославича (около 956/? – 1015), который крестил Русь. Устав князя Владимира Святославича стал первым нормативным актом, определившим статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси после принятия ею христианства, устав князя Всеволода Мстиславича фиксировал соотношение в Новгородской республике власти епископа, князя, выборных представителей городской верхушки. Итак, в Уставе Всеволода читаем: «Изгои трои: попов сын, грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгоиство и себе приложим: аще князь осиротеет». То есть, свою социальную группу покидали неученый сын священника, выкупившийся у хозяина холоп, разорившийся купец и потерявший отчину/удел князь.
Так что статус Домана-«Тудорова изгоя» из берестяной грамоты последней четверти XI века очевиден: холоп Доман выкупился на волю у Тудора. В Древнем Риме такие вольноотпущенники получали родовое имя бывшего господина; в именовании Домана «Тудоровым» видится нечто похожее.
Теперь про имена. Доман – уменьшительная форма славянских имен Домажир (о нем я писала здесь) и Доманег (о нем я скоро напишу). По поводу же имени Тудор, неоднократно зафиксированного в древнерусских летописях и берестяных грамотах, ученые высказывают разные мнения. Мнение первое: это южнославянская или западнославянская форма греческого имени Феодорос, постепенно вытесненная у восточных славян Феодором/Федором. Мнение второе: Тудор появляется в источниках раньше Федора и потому в Тудорах на Руси X-XI века видятся скандинавские Турды, Тудоры, Тьодары. Мнение третье: в X-XIV веках люди на Руси обладали одновременно и мирским, и церковным именем; в некоторых случаях пара складывалась по фонетическому созвучию из языческого скандинавского Тудора и христианского славянского Тудора/Федора. Филолог, историк-медиевист, скандинавист Елена Александровна Мельникова выстраивает следующую цепочку: имя Тудор попало на Русь с представителями скандинавской элиты; в XII веке начало употребляться в народной среде – сначала вместе с Федором, позже смешиваясь с ним; в XIII веке произошла окончательная замена Тудора на Федора, Тудор исчезает из письменных источников.В любом случае, мы не знаем, кем был тот Тудор, у которого откупился на волю Доман из берестяной грамоты №789. Имел ли он скандинавское происхождение или славянское?