Интервью: Марина Кочнева; фото: Олег Укладов
Первый раз с Сергеем Дыковым мы встретились много лет назад в Горно-Алтайске. В его маленькой квартире царствовали книги, картины, стопки тетрадей. Между этими грудами была узенькая дорожка на кухню и в коридорчик. Где-то среди творческих завалов лежала с книгой на диване дочь Марина, на кухне заваривала чай жена Наталья, знатная алтайская рукодельница. Потом наша компания переместилась в мастерскую, где Сергей выдал кисти и бумагу, и мы с удовольствием начали рисовать. Ощущение было вольное и радостное, как в детстве. У самого художника рисунки с шелестом отлетали как осенние листья на ветру.
«Он рисует непрерывно, в любой ситуации, он рисует даже, когда не рисует, даже когда спит, – пишет о Дыкове его знакомый, поэт Владимир Берязев. – Вся его графика, все его непрерывное, неиссякаемое творчество - есть способ контакта. Дыков как бы воссоздает здесь, в земных условиях, в последнем райском углу планеты роман «Солярис».
При этом художник всегда безмятежно раздаривал свои работы охапками, даже не разглядывая.
– Когда я увидел, как Сергей с легкостью расстается со своими работами, я даже стал собирать их, чтобы потом отдать ему же. И сейчас у меня больше тысячи его маленьких и больших шедевров которые я ему готов вручить, – поделился известный художник и керамист Евгений Скурихин, близкий друг Дыкова.
На границе двух миров
Сергей говорит, что с детства мог часами наблюдать за насекомыми, разглядывать травинки, камушки, цветы… А потом, уже в юности, глубоко почувствовал то, что чувствуют коренные алтайцы – духов, расселенных в воздухе, в камнях, водах Алтая.
Недавняя выставка художника Сергея Дыкова в галерее «Турина гора» называлась «На границе двух миров». В каждой работе реальный сюжет переплетался с сакральным, магическим, напоминая, что обычный будничный мир – не один, есть нечто большее.
Особая тема в творчестве художника посвящена шаманам. В рисунках ни одного лишнего штриха. На одном, приобретенном ГМИЛИКой, путешествие шамана в верхние и нижние миры передано предельно детально, без нарушений обряда шаманской мистерии.
По алтайским поверьям человек рождается с двойником. Бывает, духи могут увести двойника в подземное царство и человек начинает болеть. Больные приходили к шаману, тот брал бубен, символизирующий коня и, впадая в транс, отправлялся в путешествие. Чтобы вернуть украденное здоровье, нужно было спуститься во время камлания в подземный мир.
– Попасть туда непросто, там множество ловушек и самая опасная – прекрасные соблазнительные дочери Эрлика – владельца подземного мира, – рассказывает Сергей . Если шаман попадет в их эротические сети, то с большой вероятностью не вернется.
Чувствующий алтайских духов художник считает, что с культовыми шаманскими предметами современному человеку нельзя играться.
– Однажды у меня в жизни был случай: режиссер Ногон Шумаров нашел в высокой пещере бубен и решил его взять в театр, – рассказывает Сергей. – Это был бубен умершего шамана, похороненный отдельно по обряду. Ногон предложил взять его в театр, где я работал художником. – Когда я его вез, бубен лежал на коленях и мне казалось, что он жужжит. «Не может быть», – сказал тогда Ногон. Но потом актера, ударившего по нему на сцене, как будто дернуло током, и он в страхе убежал за кулисы. Позже и с другим то же самое повторилось. В итоге шаманский бубен был отвезен в потаенное место, где его нашли. Нельзя такие священные предметы трогать.
«Духи помогают»
За то долгое время пока мы не виделись, Сергей пережил смерть жены, инсульт, серьезную операцию. Приходя в себя в больнице, художник тут же брался за перо, и его линии с духом алтайского эпоса тянули его из болезни, как буддистские спасительные паутинки. Сегодня с ним рядом Валентина, которую друзья единодушно называют музой и ангелом-хранителем. История их отношений поэтическая, с юности. Это отдельная тема и просится в роман. А пока есть картины художника, посвященные женщине, которая рядом, и его стихи.
Стихотворение Сергея (фрагмент)
Помолчим, мой друг, помолчим,
Жёлтый ветер гуляет в лесу...
В этот час всё, что было, таим.
Я в ладони тебе принесу...
Завиток наших зимних вьюг
И фиалку весенних дней,
Журавлиную песню разлук
И любовь... Не забудь о ней.
В их с Валентиной барнаульском жилище, где мы были недавно с фотографом Олегом Укладовым, хочется рассматривать картины, пить чай и беседовать.
– А духи приехали с тобой в Барнаул, когда ты сюда переехал?
– Я думаю, если в человеке они есть, то и будут, – ответил Дыков. – Или помогают или ножку подставляют.
– А с тобой как они?
– Судя потому, что я болею иногда и выздоравливаю, значит, помогают , – улыбнулся художник.
Досье
Сергей Владимирович Дыков родился в 1957 году в Горно-Алтайске. Заслуженный художник РФ. Живописец, сценограф, поэт, переводчик, педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. Персональные выставки проходили в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Новокузнецке, Барнауле. Художник оформил более 100 спектаклей и представлений. Его работы находятся в музеях в Горно-Алтайске, Барнауле, Новосибирске, Новокузнецке и частных коллекциях в России, Швейцарии, Австрии, США, Франции.
Мнение коллег о творчестве художника
Дизайнер Ольга Гриднева, представившая на конкурсе «Русский силуэт» коллекцию по мотивам работ Сергея Дыкова, так комментирует свой выбор:
– Это удивительный художник, в картинах которого нашел отражение огромный культурный пласт Алтая, мне захотелось познакомить с его творчеством еще больше людей.
Наше же знакомство с Сергеем состоялось двадцать лет назад, когда мы с художником и искусствоведом Любовью Норгелене готовили выставочный международный проект по Франции «Река Русских Цветов». По стечению обстоятельств мою первую коллекцию «Венеция» я создавала вместе с Валентиной Михайловной Дыковой – она профессиональный художник по костюмам. После этого экспериментальные работы с тканью были постоянно, но они не публиковались до тех пор, пока не началось сотрудничество с модельным агентством «Стиль». Директор агентства Татьяна Викторовна Баева не только поддержала идею сделать коллекцию, но и разработала всю режиссуру показа. При этом коллекция создавалась в сжатые сроки, теперь она будет завершена аксессуарами, полной коллекцией палантинов и представлена агентством «Стиль» на разных мероприятиях города.
Искусствовед Любовь Норгелене о творчестве Серегя Дыкова:
– Искусство Сергея Дыкова выделяется своей самобытностью, авангардным стилем, яркостью палитры. В его произведениях отражаются архаика, мифы, былины, сказания. Творчество тесно связано с алтайской культурой. Древние петроглифы из глубины тысячелетий, созданные саками, тюрками, скифами…на холстах и графических листах, как эхо ушедших веков. Песнь алтайских сказителей, шаманские обряды, вершины гор переплетаются в единой композиции, и захватывают зрителя своей историей, символикой и экспрессией.
Мифотворчество, как основная тема творчества автора, раскрывается в произведениях через духов – шума хвои, сказок воды, через колыбельную ветра, песнь кукушки. Бесконечность образов вытекает из огромного пантеона Алтайских богов, героев, духов. Неиссякаемый источник из глубин веков алтайского народа отражается в фантасмогорических композициях художника. Закрученность, переплетение линий, образов создают звучные вариации тем, идей, поэтических строк, керамических пластических форм.
Сергей Дыков многообразен в жанрах, техниках и стилях, но узнаваем с первого взгляда. Зрителям, ценителям его искусства, автор предлагает разгадывать символы, обереги, знаки, рисунки петроглифов, сновидения. Своеобразная медитация в красках, архаические видения – как шаг в глубины веков.