Найти тему
Круто об искусстве

Дора Маар - та самая "плакальщица" с картин Пикассо.

▪️Пабло Пикассо. Плачущая женщина с платком. Дора Маар, 1937.
▪️Пабло Пикассо. Плачущая женщина с платком. Дора Маар, 1937.

▪️Пабло Пикассо. Плачущие женщины, обе 1937 года
▪️Пабло Пикассо. Плачущие женщины, обе 1937 года

А еще фотограф, художник и автор "Папаши Убю" (1936) - визитной карточки сюрреализма (потому что у этого новорожденного броненосца не было, да и не могло быть, как нет и сейчас, конкурентов).

▪️Дора Маар. Папаша Убю, 1936 - На сие фото Маар вдохновила пьесса Альфреда Жарри "Король Убю/ Убю Рой" (1896)
▪️Дора Маар. Папаша Убю, 1936 - На сие фото Маар вдохновила пьесса Альфреда Жарри "Король Убю/ Убю Рой" (1896)

Генриетта Теодора Маркович родилась в 1907 году, не то в Париже, не то в Туре... в семье хорватского архитектора Иосифа (Джозефа) Марковича (матушка ее была француженкой - Луиза-Жюли Вуазен из набожной католической семьи). До 1926 года семья жила в Аргентине, а после вновь вернулась во Францию, в Париж. Юная Генриетта в мекке contemporary art со всей страстью неофита стала изучать искусства - посещала мастерскую Андре Лота, где аккурат в это же самое время учился будущий ее друг и адепт сюрреализма Анри Картье-Брессон, по стопам батюшки занималась в Школе изящных искусств, училась в Академии Жюлиана и Школе фотографии.

Ман Рей. Дора Маар.
Ман Рей. Дора Маар.

Ман Рей. Дора Маар.
Ман Рей. Дора Маар.

Ман Рей. Дора Маар.
Ман Рей. Дора Маар.

Дора - это сокращение имени Генриетта, а Маар - решительная "кастрация" фамилии Маркович. Мутации в имени произошли в начале 1930-х, аккурат когда девушка официально вступила в круг движения сюрреалистов.

И прославилась, став одной из звезд парижского фотоавангарда.

Снискав славу себе еще и в коммерции - вместе с дизайнером Пьером Кефером Маар стала делать рекламные проекты, но не абы какие (без грубой пошлости и противной блестючести), а с тонким флером подковырки, т.е сюрреализма. Для начала 1930-х эти яркие флаконы, с вытекающими из них волнистыми локонами женский волос, - неслыханно смело.

▪️Дора Маар. Реклама шампуня Petrole Hahn, 1934-1935
▪️Дора Маар. Реклама шампуня Petrole Hahn, 1934-1935

▪️Дора Маар. Двойной портрет в шляпе, 1936−1937.
▪️Дора Маар. Двойной портрет в шляпе, 1936−1937.

▪️Дора Маар. Работа 1935
▪️Дора Маар. Работа 1935

▪️Дора Маар. Без названия (Рука - ракушка). 1934.
▪️Дора Маар. Без названия (Рука - ракушка). 1934.

▪️Дора Маар. Девочка, загородившая входную дверь. 1934
▪️Дора Маар. Девочка, загородившая входную дверь. 1934

▪️Дора Маар. Моя медсестра. 1937
▪️Дора Маар. Моя медсестра. 1937

Более того, Маар, будучу жгучей брюнеткой с зелеными глазами, частенько позировала Ман Рэю, предпочитала шляпки от Эльзы Скиапарелли и длинный мундштук с тлеющей сигаретой, дружила с Жаном Кокто, Полем Элюаром, Андре Бретоном, а ее роман с писателем Жоржем Батаем оброс целым ворохом слухов эротического толка.

Вскорее ее пригласили поснимать на съемках фильма "Преступление месье Ланжа" Жана Ренуара. Именно там барышня впервые встретила Минотавра, т.е 54-летнего Пикассо... и, конечно, сразу же попала под его обаяние (имел он такую суперсилу - очаровывать с первого взгляда).

▪️Пабло Пикассо. Портрет Доры Маар, 1937.
▪️Пабло Пикассо. Портрет Доры Маар, 1937.

▪️Пабло Пикассо. Дора и Минотавр, 1936
▪️Пабло Пикассо. Дора и Минотавр, 1936

Тогда Пикассо на нее внимание не обратил, Доре пришлось действовать решительно. Если верить описаниям журналиста Жана-Поля Креспеля, то дело было так: однажды, в кафе Les Deux Magots, которое частенько посещал Минотавр, Дора, с "серьезным лицом, освещенным бледно-голубыми глазами, которые выглядели все бледнее из-за ее густых бровей…" играла перочинным ножом, ударяя острием в стол не всегда между расставленными пальцами! "Иногда она промахивалась, и между розами на ее черных перчатках появлялась капля крови"... по некоторым данным, перчатки были белыми и Пикассо выклянчил их у Доры себе на память, храня в специальной витрине... третьи вообще говорят, что Маар с Пикассо познакомил Поль Элюар (цвет глаз барышни тоже варьируется).

▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года
▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года

▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года
▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года

▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года
▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года

▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года
▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года

▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года
▪️Дора Маар. Создание Пикассо картины "Герника". Май-июнь 1937 года

Итог один - Дора Маар и Пабло Пикассо стали любовниками. Отношения их длились целых 9 лет, за которые барышня многократно предстала под кистью метра со слезами на глазах... А потом, когда Пикассо бросил ее ради молоденькой Франсуазы Жило (имел он и такую привычку - менять дам сердца как перчатки), она попала в психушку (психиатрическую клинику Жака Лакана) - отношения с Минотавром, знаете ли, изматывают...

▪️Дора Маар за одной из своих работ в своей студии на улице Савойя, 6, Париж, 1944
▪️Дора Маар за одной из своих работ в своей студии на улице Савойя, 6, Париж, 1944