Найти в Дзене
Да ладно?!

История татар в хронике XVI века

Оглавление

Знакомлю вас с новым историческим литературным артефактом: «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси». Работа Матея Стрыйковского, созданная в 1570-е годы. Охватавыет события от библейских времён до 1580 года включительно. Сегодня будет рассмотрено упоминание в ней о таких народах как скифы, сарматы, кимеры, которые можно объединить под общий термин "история татар". Язык написания латинский. Первые печатные экземпляры вышли в 1582 году в Королевце (ныне Калининград). Имеются и более поздние издания на русском языке. Самый свежий из них от 2013 года, однако, сверив его с первыми латинскими версиями, в очередной раз убеждаемся, насколько важно работать с первоисточниками.

Судя по дате внизу титула - год 1582
Судя по дате внизу титула - год 1582

Коротко о Хронике и её авторе

«Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» (польск. «Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi») — памятник польской историографии XVI века, наиболее известная работа Матея Стрыйковского. Это первая печатная история Великого княжества Литовского.

Стрыйковский, как исследователь, широко использует исторические источники. В частности, он опирается на труды античных историков Геродота, Тита Ливия, Клавдия Птолемея, Страбона, польских хронистов Яна Длугоша, Матвея Меховского, Мартина Кромера, Марцина Бельского, хрониста Тевтонского ордена Петра из Дусбурга, «Повести временных лет», белорусско-литовских летописей и других документов из архивов своих покровителей — магнатов Ходкевичей и Олельковичей.

Портрет автора, помещенный в Хронике
Портрет автора, помещенный в Хронике

Произведение отличается «литовским» патриотизмом, поэтизацией и героизацией прошлого польского и литовского народов, а также династии Ягеллонов.

Хроника послужила непосредственным источником для следующих трудов:

  • «Хроники Польши» (польск. Kronika polska; 1597) М. Бельского;
  • последней (1611) редакции «Хроники Европейской Сарматии» Александра Гваньини;
  • «Палинодии» Захарии Копыстенского;
  • «Синопсиса» Иннокентия Гизеля;
  • исторических работ В. Н. Татищева и Т. Нарбута;
  • произведений других польских, украинских, российских, литовских хронистов и историков.

Например, на белорусский язык хроника была переведена в конце XVI — начале XVII века, став основой «Хроники литовской и жмойтской», 2-й и 3-й частей белорусско-украинского хронографа «Великая хроника».

Об авторе

Мацей Стрыйковский (1547 — 1593) польский историк и поэт, шляхтич. Окончил парафиальную школу в Бжезинах (1561).

В 1563–73 годах состоит на военной службе на русско-литовской границе, участник Ливонской войны 1558–83, в сентябре 1568 — обороны Витебска от русских войск, затем до конца 1573 или начала 1574 служил в гарнизоне Витебска под началом А. Гваньини.

В 1574–1575 годах участник посольства Речи Посполитой в Османскую империю. В 1576–78 годах жил при дворе князей Слуцких-Олельковичей, с 1579 жемайтский каноник.

В 1574 году издал в Кракове две свои поэмы: «Преславного въезда в Краков и памяти… коронации Генрика Валеза… описание» и «Гонец добродетели…» (к которой прилагались его исторические работы «О королях польских…» и «…вывод краткий о достаточности славного народа литовского»).

Типичный представитель историографии XVI—XVII веков, Стрыйковский широко пользовался народными сказаниями, которые стремился тут же увязать с Библией и высказываниями авторитетных учёных древности. Для написания книги он привлёк данные археологии, использовал большое количество устных и письменных источников польского, литовского, византийского, западноевропейского происхождения, дополнив их собственными наблюдениями. Среди этих источников находились и русские летописцы.

О первых днях человека

В Хронике, в частности приводятся сведения о том, что:

  • Адам был создан из жижи болотной. Что в очередной раз подтверждает связь таких основополагающих слов, как "человек" (мужчина) и "земля", которые в тюркских языках звучат практически одинаково: ИР (мужчина) и ҖИР (земля);
  • О сроках строительства ковчега и плавании в ожидании потопа. По версии Библии Ной строил ковчег 100 лет, чему вторит и Хроника. А вот по срокам плавания ковчега по водам данные расходятся: в Библии 150 дней (или 5 месяцев), в Родословной татар - 6 месяцев и 10 дней, в данной же Хронике целый год и месяц;
  • О множестве других потопов, помимо всемирно-библейского.
Первое заливание земли водой, длившееся девять месяцев, было при Огиге (za Ogigesa) древнем. Второй потоп был Williacki (сельский?), при князьях Геркулесе и Прометее, и продолжался один месяц. Третий длился два месяца при Oгиге Афинском. Четвертый, в Ахее, [длился] три месяца. Пятый, Фессалийский, при Девкалионе, короле Фессалии, сыне Прометея, в году до рождения Господа Христа 1540 по подсчетам Кариона и других.

История татар в истории древних народов

Сарматы, как известно считаются народом, состоявшем из кочевых ираноязычных племён, населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря.

По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом (V век до н. э.), который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов».

Известно также, что сарматы (савроматы) родственны скифам, населявшим территории Южного Урала.

Кстати, не те ли это савроматы, которые известны в том числе и под именем сувары? Народом, населявшим Булгарию.

О скифах на моём канале подробнее тут:

Скифы родом из Уральских гор. Да ладно?!
Да ладно?!26 июля 2023

Прародителем этих самых сарматов в Хронике называется прямой потомок Ноя, по следующей мужской линии:

  • Ной - Сим - Арфаксад - Сал - Евар - Иоктан - Асармат
Асармот, сын Иоктана, внук Евара, правнук Салы, пращур Арфаксада, который был сыном Сима, основал и размножил великие и обширные народы Асармотов (Asarmoty) названные от своего имени, которых потом с течением и сменой времен различные историки именовали Сарматами. И под этим именем у историков объединены некоторые скифские народы и все наши предки:
Москва, Поляки, Русаки, Поморяне, Волынцы, Литва, Жмудь и т.д.

Помимо информации о родоночальнике сарматов Мацей сообщает интересные факты о корнях киммерийцев.

Киммерийцы, как выясняется, такой же родственный и скифам и сарматам (суварам) народ.

Справка:

Киммерийцы (устар. киммеры, др.-греч. Κιμμέριοι, [Gimirāia], [Gamir]) — кочевые ираноязычные племена. Кämär, историческая страна в Юго-Восточной Европе: Киммерийская земля, Киммерия (В булгарских летописях – Кимер).

Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья железного века. Гимирру из ассирийских источников могут быть тождественны киммерийцам античных авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток продвижением скифов.

Достоверные письменные источники, позволяющие определить происхождение киммерийцев, отсутствуют. Само их существование иногда ставится исследователями под сомнение. В современных изданиях киммерийцев часто описывают как народ, "вероятно, населявший восточно-европейские степи".

В Хрониках указано:

Иафет, сын Ноя, имел семь сыновей, имена которых: Гомер, Магог, Мадай (Madian albo Madaim), Фувал (Tubal), Фирас (Tiras), Иован (Jawan) и Мешех (Mosoch albo Mesta). Гомер означает Заканчивающий или Прекращающий. Gomer, consumans, consumens, vel dificiens. (Гомер —исполнять, потреблять или трудный).
От старшего сына Ноя произошли Киммерийцы, которые потом назвались Кимврами. От этого Гомера и его потомков кимвров пошли и немцы

Симантика "Кимер" действительно очень схожа с именем прародителя Гомер/Гүмәр. А перевод слова "гомер" с татарского как раз означает некий законченный период, жизненный цикл, именно окончание чего-то длящегося.

В татарском применяется в словосочетании "гомер узды" (жизнь прошла).

"Кимер" в версии написания через "А" еще и наводит на мысль, что это то же самое, что и "сувары". Так как сувар - это "суы + ар", то есть люди воды, где "су" (вода на татарском).

С наименованием Камар читается тот же смысл. В словаре Фасмера — на удмурдском "кам" значит «река, большая река» + ар (нация, народ, человек).

Дополнительный перечень археологических Находок с этим корнем:

  • Лат. корень "hum+us" - земля;
  • Японское Kari - господин, тутул богов;
  • "Кам" в слове камень;
  • В англ. Gem - это драгоценный камень;
  • Ну и название реки Кама.

О переосмыслении её статуса тут:

Следы Тартарии

Не устаю убеждаться, что работать стоит, по возможности, только с первоисточниками.

Данный литературный исторический артефакт только подтверждает это правило.

Прошерстив вдоль и поперек русскоязычную версию 2013 года, я не нашел ни одного упоминания о Тартарии, хотя в XVI веке о ней должно было остаться хоть какое-то упоминание, как о действующей Империи.

Беглый анализ латинской версии 1582 года наоборот насыщен упоминаниями такого термина, как "Tartar".

Причем не в контексте некой бесхозной, темной стороны света, не в смысле татаро-монгольсвого нашествия, не в смысле мифической аллегории. А с достаточно конкретными уточнениями о князьях Тартарии, их победах и поражениях, именах и последователях и территориальном расположении.

Пример упоминания истории татар
Пример упоминания истории татар

В данной статье приведу только один пример такого упоминания. Сложность работы с плохораспознаваемым текстом не позволяет применить автоматический перевод и тем более поиск по тексту. Поэтому перевод выполняется буквально вручную.

Перевод одного из таких отрезков:

... один Ольгерд, наверняка, станет плодотворным лидером Рима и понтийских герцогов, ведь Князья Tartaris (татар), после того, как три их правителя были убиты, а Подольяк лишен управления, Деметрий Донской, князь Московский, с осуждением войны зажег огонь с топливом в цитадели Витебчач, где герцог Витебчачский бежал

В оригинале текста указано: Мофчорам, Мофчум и т.п. топонимы. Видимо, это Москва.

Короче, ручной перевод с латыни, капец какой сложный...

Обещаю заняться плотно данным источником. Во первых, он пока самый "старый", из тех, с которыми приходилось работать. Во-вторых, имеет огромное количество как этимологических, так и хронологических подтверждений нашей версии истории. В третьих, его еще не удалось зачистить окончательно от неудобных фактов, опровергающих официальную историческую науку.

До связи в комментариях!