Игры - это не только весело, но и полезно для общего развития и развития социальных навыков в том числе. Дети с РАС страдают от неумения общаться и идти на контакт. Для них развитие социальных навыков - одно из важных и сложных направлений в коррекции.
Как адаптировать привычные для всех игры под ребенка с особыми потребностями?
- Готовьте ребенка к тому, что его ждет в процессе игры.
- Объясните ему все правила, все можно и нельзя, чтобы он четко понимал, что предстоит делать.
- Дайте ребенку возможность посмотреть на игру со стороны, а также задать вам любые вопросы, если он что-то не понимает.
- Попробуйте поиграть вдвоем, в тесном и привычном для ребенка кругу, и только потом отправляйте ребенка играть с другими детьми.
И, конечно, анализируйте его состояние, ведь лучше вас ребенка не знает никто. Рекомендации по адаптации, написанные ниже, не истина в последней инстанции. Вы знаете своего ребенка, вы знаете каждую его особенность, поэтому только вы можете помочь ему и защитить от всего, что может вызвать дискомфорт.
В многих центрах для детей за всеми активностями и взаимодействием между участниками следят обученные специалисты, корректируя при необходимости процесс.
Например, в нашем центре развития ребенка Смотрея детей распределяют по группам для занятий по навыкам и потребностям, а внутри каждой группы есть смотреи, которые поддерживают ребенка и наблюдают за тем, как он себя ощущает. Это очень важно для того, чтобы ребенок ощущал себя в комфортно, мог развиваться и социализироваться бережно, аккуратно. Таких же принципов можете придерживаться и вы, когда приучаете ребенка к той или иной активности, которая связана с другими детьми.
Прятки
Игра, которую помнят еще наши бабушки и дедушки. Однако для детей с РАС она может быть чрезмерно трудной, а для их родителей - опасной, ведь дети с аутизмом часто убегают и прячутся без всяких игр.
Но прятки могут стать полезной для ребенка с РАС игрой, ведь здесь, во-первых, меньше социального взаимодействия, чем в других играх, во-вторых, нет шума \ прикосновений и других грубых действий, которые могут раздражать сенсорику ребенка.
Как адаптировать прятки?
- Если ваш ребенок уже убегал, он склонен прятаться и теряться, то играть лучше в закрытом помещении или на огороженной территории.
- Обследуйте с ребенком помещение \ территорию совместно, чтобы найти места, где можно прятаться. Ребенку будет спокойнее, потому что он привыкнет к месту, а вы сможете предупредить ребенка о потенциально опасных местах: стиральная машинка, духовка, кусты, канава и так далее.
- Объясните ребенку суть игры карточками ПЕКС или другими привычными для него способами, чтобы он знал последовательность действий и понимал, как устроена игра в прятки. Также можно использовать стикеры, на которых будут обозначены все важные моменты игры: от фраз по типу "Я иду искать" до счета.
- Чтобы ребенку не было трудно ждать того момента, когда же его найдут, можно дать ему игрушку-антистресс или любую любимую игрушку.
- Если ребенок невербальный, дайте ему карточки, которые могли бы помочь ему общаться со сверстниками.
- Как мы уже писали выше, начинайте с пряток один на один. Ищите ребенка сами в привычных для него условиях, например, дома, и дайте ему возможность попробовать себя в виде ведущего.
Салочки
Еще одна игра, в которой не так много личного контакта \ взаимодействия между детьми. Но все-таки игра более подвижная и шумная, поскольку дети привычны кричать и визжать во время бега.
Как адаптировать салочки?
- Самое безопасное место для игры в догонялки - закрытое помещение с ровной поверхностью.
- Если же вы все-таки решили устроить игру на улице, то нужно обязательно найти безопасную огороженную территорию, чтобы ребенок не мог выбежать туда, где его поджидают опасности (оживленные улицы, машины и так далее).
- Объясните ребенку суть игры простыми словами: кто такой ведущий? что должны делать остальные дети?
- Попросите ведущего как-то отметить себя визуально, например, с помощью шапки \ шляпы или любого другого яркого и понятного предмета одежды, чтобы ваш ребенок понимал, от кого нужно бегать.
- Можно использовать карточки ПЕКС или стикеры для общения с другими участниками, если ребенок невербальный. Например, с надписями "Я не хочу играть", "Можно я стану ведущим?" и так далее.
Баскетбол
Как и другие игры с мячом, баскетбол - шумная игра, особенно если речь идет о закрытых помещениях, где есть эхо. Регулировать громкость звука в зале невозможно, но есть способы сделать баскетбол комфортной игрой для ребенка с РАС.
Как адаптировать баскетбол?
- Можно использовать наушники или другие шумоподавляющие устройства. Так ребенок будет изолирован от громких звуков, но в то же время сможет слышать мяч, других детей и остальные важные звуки.
- Объясните ребенку звуки, которые могут сопровождать игру. Свисток, хлопки, шум баскетбольного кольца, когда в него попадает мяч. Звуки могут стать для него ориентиром, которые помогут помочь, что же происходит: свисток говорит о старте игры, мяч в кольце - о проигрыше \ выигрыше, хлопки с трибун - радость за команду.
- Познакомьте ребенка с мячом. Дайте поиграть ему отдельно: изучить форму, прыгучесть, звуки, привыкнуть к материалу.
Классики
Подходят и для социализации, и для общего развития. Классики требуют физической координации, чувства равновесия, контроля тела, мелкой моторики. Все это может напугать ребенка с аутизмом, но если ее адаптировать, то ребенок увлечется классиками.
Как адаптировать классики?
- Вместо простой нумерации используйте цвета. Это может послужить визуальным сигналом для различения квадратов, чтобы ребенок понимал, куда ставить ноги.
- Сосредоточьтесь на одном навыке за раз. Например, ребенок может тренироваться ходить под квадратикам, а не прыгать. Или, если ребенок практикуется в прыжках, возможно, ему не нужно беспокоиться о том, чтобы оставаться в линиях.
- Классики можно использовать для закрепления других навыков, таких как распознавание цифр, цвета или букв: говорите ребенку, что ему нужно показать, он подходит и показывает (либо прыгает и показывает).
Любые игры можно упрощать и адаптировать под особенности вашего ребенка. Даже настольные. Но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.