Во вселенной LEGO® линейки и персонажи часто сменяют друг друга, но одна серия навсегда оставила след в сердцах миллионов фанатов. В чем феномен биониклов? Чтобы разобраться, мы обратились к экспертам, среди которых Toa Kopeke – владелец одной из самых больших коллекций биониклов в России.
Прежде чем приступить к расследованию, давайте поностальгируем и совершим небольшой экскурс к истокам серии.
Как появились биониклы?
В конце 1990-х дизайнеры LEGO® начали работу над созданием новых элементов. Результатом эксперимента стала серия LEGO® Slizer 1999 года, а точнее — особый шарнир, который позволял фигуркам двигаться, как людям. Так началась новая эра творчества – эра сборных фигурок с гибкими суставами и кучей игровых функций. И вот в 2001 году компания представляет инновационную серию, которой суждено будет стать одной из самых популярных в истории – LEGO® BIONICLE®.
Главными героями серии стали древние биомеханические расы, которые живут «во время до времени», а ее название произошло от термина BIOlogical ChroNICLE – «биологическая хроника». Создатели линейки не просто сделали новую классную игрушку, они придумали целый фантастический мир, и вдохновило их… лечение болезни. Замечали, что контейнеры биониклов похожи на капсулы с лекарствами?
Один из «отцов биониклов» Кристиан Фабер проходил курс лечения, во время которого ему делали инъекции раз в две недели. Художник представил, что лекарства – команда воинов, которые, потеряв память, прибывают на загадочный остров. Герои помнят лишь то, что должны одолеть зло, а остров оказывается чем-то вроде живого организма.
Что ж, пора передать слово нашим экспертам – фанатам LEGO. Чтобы раскрыть секрет популярности биониклов и сохранить объективность, мы обратились к Сергею Шабанову и Владиславу Галанову, которые любили биониклов и до сих пор хранят некоторые модели у себя дома, Toa Kopeke – обладателю всех наборов и полибегов серии Bionicle, за исключением некоторых плейсетов, и Даниле Оттепелеву, который знает все о конструкторах LEGO, но никогда не собирал биониклов.
Как вы познакомились с линейкой? Помните своего первого бионикла?
Владислав Галанов: В 2004-м, когда после удаления зуба мама подарила четырёхлетнему мне пусть и не оригинальный, но неплохой по качеству сет с матораном По-Метру.
Сергей Шабанов: Первого оригинального мне купили на день рождения в 5 лет. А познакомился с серией с набора-реплики.
Toa Kopeke: В 2004 году мне подарили моего первого бионикла: Toa Vakama Metru. Именно после этого я и начал собирать свою коллекцию.
За время существования линейки с 2001-го по 2016-й были выпущены 311 наборов, 54 комикса, 43 книги, 6 видеоигр, 4 фильма и один сериал. Когда мы спросили наших экспертов, чем их зацепила серия, они были абсолютно единогласны: дизайном и подвижностью персонажей, уникальностью и проработкой лора – истории вселенной биониклов.
Серия LEGO® BIONICLE® не была похожа ни на какие другие. Необычные маски, подвижные фигурки, инопланетный футуристический дизайн, стреляющее оружие, светящиеся элементы. Кстати, существует мнение, что дизайн первых масок был вдохновлен племенем Маори из Новой Зеландии — это придает фигуркам неповторимый вид. Отдельного внимания заслуживает и упаковка: космические коробки-капсулы создавали ощущение, что это действительно гости из другого мира! У таких диковинных, интересных и качественных игрушек просто не было конкурентов. Серия сопровождалась мультфильмами, играми, комиксами, коллаборациями с другими брендами, рекламой по ТВ. И самое главное: наборы BIONICLE — это наборы LEGO, то есть их можно перестраивать, улучшать, комбинировать друг с другом, что дает огромный простор для творчества.
Сергей Шабанов
Топ-3 набора серии по вашему мнению?
Toa Kopeke: «Максилоса и Спинакс» (арт. 8924-1), «Кадок и Гадок» (арт. 8558-1), «Master Builder Set» (арт. 10023-1).
Владислав Галанов: «Везон и Фенракк» (арт. 8764), «Аксонн» (арт. 8733), «Брутака» (арт. 8734).
Данила Оттепелев: «Скопио XV-1» (арт. 8996) — потрясающе выглядящий набор! «Крепость Пирака» (арт. 8894) — большая крепость, красота. «Роко T3» (арт. 8941) — напоминает мне «Изумрудный экспресс»!
Сергей Шабанов: «Брутака» (арт. 8734), «Гидраксон» (арт. 8923), «Везон и Фенракк» (арт. 8764).
Как думаете, почему по биониклам до сих пор скучают?
Сергей Шабанов: Хорошие вещи никогда не разонравятся. А ещё у многих это ассоциируется с детством, вызывает теплые воспоминания. Наборы отличались качеством, ими было интересно играть. Биониклы были по-настоящему культовой вещью своего времени.
Toa Kopeke: Серия Bionicle хорошо закрепилась в поп-культуре. Наборы по Bionicle были практически у каждого ребенка, интересующегося LEGO, а также их запоминающийся дизайн смог оставить в памяти людей пик эволюции строения экшен-фигурок от LEGO.
Владислав Галанов: Очень сильный фактор ностальгии по серии, в которую LEGO вкладывали душу. В отличие от большинства прочих линеек, только Ninjago пытается повторить успех биониклов за счет развития лора, но уровень серьезности так и не достигнут никакой собственной серией датского конструктора. Лор первого поколения Bionicle не слишком детский, чем подкупал тогдашних подростков. Серия привлекала внимание и застревающими в памяти музыкальными композициями, созданными под конкретные релизы наборов. А если что-то имеет богатый лор, оно станет источником для мемов. Благодаря им конкретная тема может долго жить.
Данила Оттепелев: За годы существования у серии появилась огромная фанбаза. И думаю, что за успехом стоит не столько качество самих наборов (ведь подавляющее большинство — это просто фигурки), сколько тщательно проработанная вселенная (одни только фильмы чего стоят!). У каждого персонажа была своя история, после погружения в мир Биониклов фанату LEGO того времени было сложно избавиться от моментально приобретенной зависимости. В серии меня больше всего притягивают большие наборы. Но дополнительным плюсом серии можно считать то, что при игре фигурками не так важно окружение, ведь любую квартиру или парк можно преобразить в своей голове в захватывающие инопланетные просторы.
Представим, что биониклы вернулись... Им бы удалось повторить свой успех?
Данила Оттепелев: Опыт 2015-го продемонстрировал не самые лучшие результаты. Но кто знает, ведь со временем фанатская любовь не утихает, а это может стать хорошим пинком для LEGO, чтобы выпустить обновленные и хорошо проработанные наборы.
Владислав Галанов: Во-первых, не представляю их возвращения, так как сама компания дала знать, что значительная часть рынка (азиатская) не заинтересована вообще в биониклах. Во-вторых, даже если вдруг возвращение и будет в убыток компании, то вернётся опыт первого перезапуска, или даже хуже. Первое поколение, по которому ностальгируют люди, выделяется вайбом начала нулевых. Когда соцсети не были сильно развиты, когда в ходу были не облачные сервисы, а компакт-диски и лицензионные физические коллекционки, когда у фанатов было детство, а не нынешняя взрослая жизнь. Долго можно рассуждать на тему, но вывод будет один: прошлое останется в прошлом. Нравится это или нет.
Toa Kopeke: Маловероятно, потому что рынок довольно сильно изменился. Конкуренция на поле экшен-фигурок выросла, и на данный момент стало тяжело проявить оригинальность в сочетании с доступностью для аудитории.
Сергей Шабанов: К сожалению, не думаю. Слишком сильно изменились условия. Серия существовала в начале 2000-х и была ориентирована, в первую очередь, на детей. На детей 2000-х, это важно. Потому что игрушки всегда зависят от технологического развития, они должны быть не просто хорошими, они должны быть актуальными. То, что было свежим и необычным в то время, сейчас уже мало кого удивит. Да, это были классные фигурки с огромным потенциалом для строительства и игры. Но это были просто пластиковые фигурки (максимум технологических возможностей рядового набора — светящиеся детали, примитивные механизмы).
Современных детей, выросших в эпоху гаджетов, этим не удивить. Если у человека с детства есть смартфон, ПК, а в мире популярны высокотехнологичные игрушки (например, роботы, дроны на радиоуправлении, игровые консоли), вряд ли его заинтересует олдскульная фигурка-солдатик, с которой можно играть только привычным образом.
Это подтверждается и фактами: в 2015 LEGO перезапустила серию BIONICLE, но с упрощенным дизайном и новыми деталями. Но серия потерпела неудачу — можно предположить, что для детей фигурки оказались слишком скучными, а для фанатов, которые требовали вернуть биониклов, они не подошли из-за «детского» внешнего вида: отсутствия эстетики старых деталей (раньше на них виднелся рельеф в виде имитации шестеренок, поршней, шарниров, как у настоящих роботов, а новые детали выпускались более примитивной формы). В итоге долгожданный перезапуск выглядел как деградация серии. Это были не те биониклы, которых все хотели вернуть.
Другой вариант — выпускать BIONICLE для уже взрослых фанатов, чьё детство выпало на то время. Это обязательно должны быть наборы в том виде, в котором они так полюбились поклонникам. Упаковки-канистры, детали из старых пресс-форм, ретро-дизайн, прежние цвета. Это должны быть наборы для полки, с высокой эстетической составляющей, при этом выдержанные в стилистике наборов 2000-х. Возможно, для взрослых актуальнее будут «титаны» с большим количеством деталей и сложной постройкой. Надеюсь, LEGO рассматривает этот путь и в будущем мы увидим новые наборы BIONICLE. Не как полноценную серию, а единичные, коллекционные, выпуски для взрослой аудитории, например, 1-2 в год. BIONICLE нужны этому миру снова!