Найти тему

Посмотрела "худшую" экранизацию романа "Война и мир" и осталась под впечатлением

Оглавление

На днях я посмотрела "Войну и мир" Роберта Дорнхельма. Сразу скажу, что всё оказалось не настолько ужасно, как я себе воообразила. А именно моё предубеждение и вынуждало меня откладывать просмотр сериала (и написание статьи о нем).

Сериал Р. Дорнхельма "Война и мир" меня приятно удивил
Сериал Р. Дорнхельма "Война и мир" меня приятно удивил

В статье будут использованы кадры из сериала. Некоторые не самого хорошего качества, потому что одна из серий хранится на стриминговых платформах в ужасном качестве. Но обо всем по порядку.

Когда я решила сделать статью об экранизациях романа Толстого, я, разумеется, сразу очертила "объем работы" и полистала информацию о каждой из кинематографических интерпретаций. На фоне остальных вариантов работа Роберта Дорнхельма казалась самой ужасной: её ругали и кинокритики, и литературоведы, и рядовые зрители. Я прочитала на КиноПоиске пару рецензий с указанием отступлений от толстовского текста и пришла к выводу, что сериал 2007 года - провал. И главным его провалом для меня было "титульное лицо".

Для меня эта экранизация сразу стала "Войной и миром" с Клеманс Поэзи.
Для меня эта экранизация сразу стала "Войной и миром" с Клеманс Поэзи.

Эта актриса у меня ассоциируется исключительно с Флёр из фильмов о Гарри Поттере. Как ледяная Флёр может быть Наташей Ростовой, я понять не могла.

В общем, досмотрев "Половое воспитание", я решила обратиться к чему-то совсем другому. Так я и начала смотреть "Войну и мир" Роберта Дорнхельма.

Тезисно о главном

  • Да, это не Толстой. Это вариация на тему мелодраматической линии романа "Война и мир". Искажения сюжета колоссальны. Обязательно на этом остановимся ниже.
  • Нет 90% героев. Про тех, что есть, - позже, отдельно.
  • Действие перенесено в Москву (хотя снимали в Санкт-Петербурге), да и вообще география жёстко хромает: герои иногда словно телепортируются, на конях за считанные часы по снегу добираются из Смоленска, например, в Москву, но Пьер не может дойти до деревни полсерии🤷🏼‍♀️
Живу в Москве всю жизнь, но понять эту панораму города я не в силах🤭
Живу в Москве всю жизнь, но понять эту панораму города я не в силах🤭
  • Хромает и история, она так вообще на обе ноги. Герои играют на фортепиано то, что ещё не написано, молятся в храмах, которые ещё не построены (ах, как хорош Храм Христа Спасителя, Спас-на-Крови...).
Пьер и князь Андрей смотрят на ХХС, который построят в честь победы над Наполеоном👍
Пьер и князь Андрей смотрят на ХХС, который построят в честь победы над Наполеоном👍

Кутузов показан исключительным психом-фаталистом,

Вот такой Кутузов в сериале Дорнхельма
Вот такой Кутузов в сериале Дорнхельма

а Болконский - едва ли не главным полководцем...

  • Внешние совпадения актёров с персонажами крайне редки... Наташа, Элен, как и всегда, если честно, вызывают наибольшие сомнения.
  • Что касается игры, всё не очень плохо. Некоторые актёры мне пришлись по душе.
  • Попытка передать дух эпохи неплохая: красивые наряды, богатые интерьеры, но есть вопросики, конечно...
Выглядит всё очень симпатично
Выглядит всё очень симпатично

Как создавался сериал по мотивам романа Толстого?

Киноадаптация Роберта Дорнхельма по праву считается беспрецедентным по масштабу и бюджету международным проектом, в котором принимали участие целых 7 стран - Россия, Германия, Франция, Италия, Испания, Польша, Австрия. В её основу лёг сценарий итальянца Энрико Медиоли. Съёмки сериала преимущественно проходили в Литовской киностудии. Ряд эпизодов снимали в Санкт-Петербурге.

Ещё раз "нарисованная" Москва. Очевидно, снималось как раз в Литве
Ещё раз "нарисованная" Москва. Очевидно, снималось как раз в Литве

В процессе просмотра иногда складывается впечатление, что сценарист и режиссёр прочитали краткое содержание романа, выписали себе из него то, что понравилось, кое-что додумали, слепили воедино и пошли снимать то, что получилось. К слову, авторы указывают, что сериал снят "по мотивам"... Поэтому я смягчилась при просмотре.

А еще как-то под одной публикацией про экранизации мне советовали воспринимать продукт киноиндустрии как нечто совершенно отдельное, что вовсе не должно следовать за первоисточником во всем. Я не перечитывала "Войну и мир" с 2019 года, поэтому не все "косяки" по сюжету бросились мне в глаза, но кое-что отмечу прежде, чем перейду к достоинствам этой экранизации.

Отступления от текста Льва Толстого у Роберта Дорнхельма

  1. Начнём с внешнего облика.

Клеманс Поэзи. Вспомним толстовскую Наташу -

«черноглазую, с большим ртом, некрасивую, но живую девочку».

У Дорнхельма Наташа стала светловолосой и голубоглазой девушкой.

Клеманс Поэзи в образе Наташи Ростовой
Клеманс Поэзи в образе Наташи Ростовой

Бесспорно, живой, но некрасивой? На вкус и цвет товарища нет, но Поэзи, как мне кажется, очень хороша.

Виоланте Плачидо. Здесь, на мой взгляд, тоже визуальное фиаско.

Элен Курагина в исполнении Виоланте Плачидо
Элен Курагина в исполнении Виоланте Плачидо

У Толстого:

"...высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей...".

Постоянно отмечается её "мраморность", подобие античным памятникам, иными словами, красота и холодность.

Элен у Дорнхельма внешне очень интересная, но она не высокая, не полная и, что самое главное, она не холодная! Она страстная и пылкая.

В рецензиях видела претензии к несоответствию образа экранного Пьера романному.

Мне понравилась такая интерпретация образа Пьера
Мне понравилась такая интерпретация образа Пьера

Мне, напротив, визуально Александр Байер показался отличным Пьером. Да, не такой уж он

«толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками»,

но мне не резануло.

Что резануло. Маленькая княгиня Лиза.

Маленькая. Княгиня. Выше ростом Андрея едва ли не на голову...
Маленькая. Княгиня. Выше ростом Андрея едва ли не на голову...

Ну, не знаю. Спорно.

Валентина Черви в роли княжны Марьи.

Каждый раз, когда про неё говорили, что она некрасивая, я закатывала глаза.
Каждый раз, когда про неё говорили, что она некрасивая, я закатывала глаза.

Наверное, найти некрасивую актрису и предложить ей сыграть роль некрасивой внешне, но прекрасной внутренне героини непросто, но эта Марья постоянно вызывала у меня внутреннее эстетическое торжество. А когда Анатоль предпочёл приударить за Пилар Абелья/ м-ль Бурьен, которую очень странно гримировали, а не за крайне милой Марьей - рука-лицо.

Кадр из сериала. Бурьен в исполнении Пилар Абелья
Кадр из сериала. Бурьен в исполнении Пилар Абелья

2. Сюжет

  • Сериал начинается с именин у Ростовых. Этот эпизод вбирает в себя и вечер у Анны Павловны Шерер, и сами именины. Весь свет собирается у Ростовых, в том числе и князь Андрей с беременной женой, и Курагины, и Пьер. Иными словами, все они хорошо знакомы.

Наташа при этом видит впервые Андрея (как???) и сразу же признаётся Соне, что он мужчина её мечты! А беременная жена - это ничего. К слову, по сюжету романа Наташе в это время 13 лет...

Ещё один кадр, где хорошо видно "маленькую княгиню"
Ещё один кадр, где хорошо видно "маленькую княгиню"
  • В романе Пьер, Долохов и компания устраивали шумные вечеринки с, эм, вином и куртизанками. В сериале Пьер, Долохов, Курагин и другие проводили время на светском рауте для военных, а потом собирались на спектакль, но граф Безухов потребовал сына, потому захмелевшего Пьера прямо оттуда увезли прощаться.
Эпизод кутежей, где Пьер как раз активно хмелеет на заднем плане
Эпизод кутежей, где Пьер как раз активно хмелеет на заднем плане
  • В романе сказано, что Пьер имел слабость к алкоголю, в чём даже сам себя стыдил. В фильме же, он напился всего 1 раз, а после раута у Долохова он изображал пьяного не выпив при этом ни капли.
  • К слову, в романе во время дуэли, которая состоялась после того раута, Николай Ростов был секундантом Долохова, а не Пьера.
  • Спросите любого школьника о романе Толстого и услышите упоминание про дуб. Мне не понравилось, как обыграли этот эпизод здесь.
Пьер, юный товарищ князя, восхищается красотой весенней природы
Пьер, юный товарищ князя, восхищается красотой весенней природы

В книге природа выступает как нечто отражающее духовный мир человека, при этом уравновешивающее бытие и примиряющее личность с реальностью.

Именно это проявляется в том самом диалоге князя Андрея с дубом по дороге в Отрадное и на обратном пути (и с небом над Аустерлицем тоже, но к тому эпизоду особых претензий нет). Дуб, в котором воплотился мир природы, служит своеобразным зеркалом эмоций героя, а изменение облика дерева соответствует

«беспричинному, весеннему чувству радости и обновления» князя Андрея.

В сериале мы видим дерево уже распустившимся. То есть два эпизода сводятся в один. На дуб указывает Андрею Пьер, предложивший князю вместе объезжать имения. Он обращается к Болконскому со словами

«Посмотри, какая красота! Он будто говорит: весна, любовь, счастье».
- Да-да, Пьер! Ладно. Весна, любовь, счастье... - словно говорит князь Андрей
- Да-да, Пьер! Ладно. Весна, любовь, счастье... - словно говорит князь Андрей

Пьер словно объясняет глупенькому Андрею, что "надо жить, надо любить, надо верить" (эту фразу вообще сценаристы в сериаое совали к месту и не к месту как философскую истину авторства Пьера). По монологу Пьера перед дубом невозможно судить о переживаниях Андрея, а эпизод теряет свой смысл.

  • Примерно то же самое и с эпизодом, который и должен "пробудить" князя Андрея к тому, что "жизнь не кончена в 31 год".

Сцена, в которой Наташа восхищается красотой лунной ночи, слишком мелодраматична:

«Видит ли луну князь Андрей? Он, верно, ужасно страдал, иначе, почему он вовсе не улыбается? Так не бывает. Я верю, он ещё будет счастлив. О, боже мой, что за прелесть! Ах, так бы и полетела».
  • Линия Анатоль-Наташа тоже для пущей драматичности сделана сочной и яркой.
Анатоля довольно много в сериале. Наташа быстро сдаётся ему.
Анатоля довольно много в сериале. Наташа быстро сдаётся ему.

И ладно бы. Но зачем князь Андрей потом начинает сходить с ума? Сначала он пытается выследить Анатоля и едет "за ним" в Смоленск, там пытается получить возмездие, но тщетно... А потом в сцене в госпитале он ни с того ни с сего его прощает! Сцена, где Анатоль и Андрей держатся за руки, пока Анатоль умирает, - ну просто чушь.

Очень странная сцена. Она, вероятно, должна пробить на слезу, но я смеялась.
Очень странная сцена. Она, вероятно, должна пробить на слезу, но я смеялась.

Хотя бы просто потому, что это не свойственно Анатолю!

  • А уж сопливые требования Андрея везти его к Наташе... И потом душещипательный диалог на смертном одре. Андрей видит Наташу, тянет к ней руку и хрипит:
"Это вы? Как же я счастлив!.. Я люблю тебя больше, чем прежде!"
Очень высокие отношения Андрея и Наташи в интерпретации Роберта Дорнхельма
Очень высокие отношения Андрея и Наташи в интерпретации Роберта Дорнхельма

И Анатоля простил, и Наташу простил и любит сильнее, чем прежде.

  • А Наташа тоже вроде как его любит, а потом... внезапно в своём сгоревшем имении целуется с Пьером! Без объяснения причин!
Одна из "заглавных" сцен с Наташей и князем Андреем
Одна из "заглавных" сцен с Наташей и князем Андреем

Вообще сериальная Наташа Ростова целуется в кадре чаще, чем Элен! Сначала с Андреем, потом с Анатолем, потом с Пьером...

  • Что касается самой Элен, в сериале её решили "убить" то ли сифилисом, то ли оспой (якобы подцепила от любовника-француза). В романе она умирает в результате неудачного аборта (или, по "официальной версии", от ангины).
Элен в исполнении Виоланте Плачидо
Элен в исполнении Виоланте Плачидо
  • В эпилоге мы узнаем, что Соня вдруг выходит замуж за Денисова. Не, ну а что? Надо же всем пару найти.
  • Создатели сериала исключили из списка персонажей очень и очень многих: нет Анны Павловны Шерер, Карагиных, Друбецких, Веры Ростовой, Ипполита Курагина и др.
  • Ещё меня изрядно удивило, что в сериале не было намёка на французскую речь. Понятно, что фильм переводной, но меня искренне веселил тот факт, что все говорят на одном языке (без "подложки" французского, без намёка на него). А ещё я искренне посмеялась над утрированным оканьем Платона Каратаева.

Впечатления о системе персонажей в сериале Дорнхельма

  • Два, в целом, положительных героя романа в сериале выглядят абсолютными маразматиками. Я о Кутузове и старом Болконском.
Старый князь Болконский в исполнении Макдауэлла
Старый князь Болконский в исполнении Макдауэлла

Оба симпатии у меня в течение просмотра не вызвали. Оба неправдоподобны и карикатурны.

  • Про Пьера уже упоминала, но повторю: сериальный Пьер далек от романного, но он неплох.
Пока для меня это лучший Пьер.
Пока для меня это лучший Пьер.

Иногда его поступки немножко нелогичны и неестественны, но он нравится мне в разы больше Пьера-Бондарчука.

  • Князь Андрей внешне и характерно мне понравился. Сюжетные решения спорны, да, но сам актёр вполне удачно сыграл то, что ему поставили задачей.
Князь Андрей мне больше нравится в исполнении Тихонова, но такой тоже хорош.
Князь Андрей мне больше нравится в исполнении Тихонова, но такой тоже хорош.
  • Пылкая Элен мне тоже очень понравилась. Совсем не такая, как у Толстого, но, тем не менее, яркая и запоминающаяся. Такой веришь, что она могла любого окрутить и покорить.
  • Наташа в исполнении Клеманс Поэзи меня невероятно раздражала. Хотя и в исполнении Савельевой, и в книге она меня раздражала не меньше. Если не брать во внимание роман, этой Наташе, её игре, её переживаниям я верила.
Николай, графиня и граф Ростовы в сериале Дорнхельма
Николай, графиня и граф Ростовы в сериале Дорнхельма
  • Граф и графиня Ростовы, если честно, для меня самые спорные лица. Графиня показалась мне в некоторых эпизодах излишне эгоистичной, в некоторых - истеричной, в некоторых - расчетливой... А ещё внешность... Сериальные дети светлые, а графиня - брюнетка с тёмными волосами. На меня она производила негативное впечатление. А граф Ростов выступил эдаким понимающим мотом-решалой.
  • Про княжну Марью могу сказать одно: она мой очевидный фаворит среди женский персонажей.
Княжна Марья в исполнении Валентины Черви мне очень понравилась
Княжна Марья в исполнении Валентины Черви мне очень понравилась
  • Николай Ростов в исполнении Дмитрия Исаева стал для меня приятным открытием. На протяжении всех четырёх серий практически не вызывал негативных эмоций.
Дмитрий Исаев в роли Николая мне очень понравился. Прекрасно справился со своей ролью
Дмитрий Исаев в роли Николая мне очень понравился. Прекрасно справился со своей ролью
  • А завершу одой Анатолю в исполнении Кена Дюкена. С таким любая Наташа бы собралась бежать, мне кажется. Очень обаятельный подлец получился у Дюкена. Мне было радостно, что в сериале этот герой занял значительное место.
Кен Дюкен в роли Анатоля Курагина мне понравился
Кен Дюкен в роли Анатоля Курагина мне понравился

Общее впечатление о сериале Дорнхельма

Если Вы дочитали до этого момента, значит, Вы, в общем и целом, поняли, что сериал Дорнхельма вызвал у меня огромный интерес. Я зря недооценивала его. Да, это не Толстой, да, в некоторых моментах накрутили ерунды, но смотреть было эстетически красиво и интересно. Это не лучшая экранизация. Но худшей я её точно не назову. Смотреть её вместо книги я не посоветую. А после прочтения - вполне, чтобы сравнить и поискать несовпадения, например.

Сцена раута из фильма Дорнхельма, где Долохов произносит тост за Элен, а Пьер вызывает его на дуэль
Сцена раута из фильма Дорнхельма, где Долохов произносит тост за Элен, а Пьер вызывает его на дуэль

Самое же главное для меня заключается вот в чем: просмотр этого сериала спровоцировал желание перечитать роман! Честное слово, я никогда не читала "Войну и мир" сама... Сначала нужно было к уроку, потом - к ЕГЭ, потом - к паре, потом - к ГОСам, потом - со студентами на парах. А так, чтобы я захотела для себя, - это впервые. Если экранизация вызывает желание познакомиться с первоисточником, значит, результат от просмотра положительный.

А Вы смотрели версию Роберта Дорнхельма? Понравились ли Вам персонажи в исполнении зарубежных актёров? По душе ли Вам пришлись сюжетные изменения?

Возможно, Вам будет интересно: