Найти тему

О гадании по аватаркам и голландской живописи

Психологическая характеристика по аватарке – это теперь, оказывается, можно и модно. Кто бы мог подумать, что полуграмотные люди с мистическими прозрениями будут давать псевдонаучные объяснения картинкам пользователей соцсетей. А вот, представьте себе, дают! Мне интересно только, каким путём они пришли к своим выводам?

К чему я, собственно? Да несколько раз становился предметом этих самых разборов. Вот у меня и подгорает. Так что, я в своём праве.

Чаще и дольше прочих я использовал вот этот портрет работы голландского художника Франса Хальса.

Франс Хальс, портрет Клааса Дуйста ван Ворхаута 1638 г.
Франс Хальс, портрет Клааса Дуйста ван Ворхаута 1638 г.

Приписывали мне необоснованные претензии на аристократизм и высокомерие. Ага, два разá, с мягким знаком. Это ж до какой степени надо не знать и не понимать живопись и историю.

Для контекста приведу ещё один портрет Хальса.

Франс Хальс, портрет Виллема Хейтхейссена, 1640е гг.
Франс Хальс, портрет Виллема Хейтхейссена, 1640е гг.

Посмотрите внимательно на изображённых мужиков. Шпоры, бархат и шёлк, лихо заломленные широкополые шляпы, кружева и отложные воротники. Аристократы? Да ну нет же!

Позы их комичны для парадных портретов. А все роскошества сидят на них, как седло на корове.

Хальс писал голландских купцов, судовладельцев, разбогатевших суконщиков и красильщиков ткани. Эти ребята только что победили в ужасно долгой войне за независимость Нидерландов от Испании. И прогнали прежних господ – испанских дворян. Прогнали, но очень хотели быть на них похожими. Получалось не совсем. Отсюда и комический эффект.

Обратите внимание на крепкий кулак Клааса, его монументальное брюхо, одутловатое лицо и цепкий умный взгляд. Ему бы больше подошёл рабочий фартук и мастерская или цех. До недавнего времени изображение считалось портретом неизвестного. Теперь мы знаем, что это – ван Ворхаут. По профессии пивовар. А Хейтхейссен, который вот-вот свалится с табурета от желания выглядеть изысканно, был богатым зерноторговцем.

Оба – люди в высшей степени достойные, но пытающиеся выдать себя за тех, кем не являются.

Так, для почувствовать разницу, прикреплю ещё тут портрет дона Диего Веласкеса – современника Франса Хальса. Вот кто точно писал аристократов.

Диего Веласкес, портрет Франсиско Бандреса де Абарки, 1646 г.
Диего Веласкес, портрет Франсиско Бандреса де Абарки, 1646 г.

История культуры и культура истории – они гораздо интереснее всех и всяческих квази психологических бредней.

Жду ваших комментариев и лайков!)