Найти тему

Военная драма «Воздух». О новом фильме Алексея Германа-младшего

Фильм Алексея Германа-младшего «Воздух» (2023) скорее понравился, чем нет. Но были моменты, которые мешают назвать картину лучшей современной военной драмой.

Женя (Анастасия Талызина) и Катя (Аглая Тарасова).
Женя (Анастасия Талызина) и Катя (Аглая Тарасова).

Через фильм проведена идея, что ужас и уныние первых месяцев войны после Сталинградской битвы сменились не просто надеждой, но уверенностью в Победе. Страна сумела преодолеть растерянность и перестроиться, чтобы дать врагу достойный отпор. Это видно по лицам людей — как они меняются, как меняется настроение. И внутри вспыхивает гордость — смогли, переломили ситуацию, хотя это было нечеловечески трудно. Понесены огромные потери. Но все не зря!

Алексей Герман-младший выработал свой узнаваемый режиссерский стиль, и здесь он прослеживается — краски приглушенные и сдержанные, повествование неторопливое, камера фиксирует детали, много внимания уделяется антуражу. Кровожадность войны показана натуралистично и физиологично. Истошные крики раненых до сих пор стоят в ушах, кровавое месиво из тел — до сих пор перед глазами. Довершает дело тревожная гнетущая музыка, в которую вплетаются взрывы.

В ад войны нас погружают первые же кадры. 1942 год. По «дороге жизни» из блокадного Ленинграда вывозят ослабленных детей, женщин и стариков. «Мессеры» бомбят дорогу, а защитить ее с воздуха некому. Наши самолеты-защитники как воздух нужны этим несчастным людям — стонущим женщинам, одиноко бродящим среди тел малышам, ищущим своих матерей.

А дальше мы видим авиаполк Ленинградского фронта, которым командует Алексей Астафьев Сергей Безруков). Полк тает на глазах — за штурвалы ненадежных фанерных самолетов садились вчерашние мальчишки, едва освоившие взлет-посадку. Да и сами аэропланы в техническом плане не шли ни в какое сравнение с немецкими истребителями.

Комполка Астафьев (Сергей Безруков). Тяжело, когда гибнут летчицы.
Комполка Астафьев (Сергей Безруков). Тяжело, когда гибнут летчицы.

На смену погибшим присылают отряд юных летчиц под началом Риты (Елена Лядова) — воинственной Валькирии, которая летала еще в финскую войну. Молодые девчонки мечтают о небе, но мужская часть полка посмеивается: «Будете чистить картошку, да нас утешать». Комполка Астафьев тоже не настроен отправлять девушек на верную смерть.

Но у него не остается выбора. И девчонки рвутся в небо, чтобы показать «несбиваемому Ульриху», где раки зимуют. И показывают.

Рита (Елена Лядова) и Астафьев.
Рита (Елена Лядова) и Астафьев.

Фильм хвалят за сцены воздушных боев, но лично мне они показались однообразными. К тому же временами возникало ощущение, что это компьютерная игра. Особенно когда молодая девушка, поймав в прицел самолет противника, приговаривает с мольбой: «Ну пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!» — было стойкое ощущение, что это наша современница управляет джойстиком в «игре-стрелялке».

Порой сложно было поверить в игру современных молодых актрис — несмотря на военный антураж, им не удалось стряхнуть с себя современность и особенно труд мастериц-бровисток — в крупных планах он очень бросался в глаза.

В главной героине — Жене Беловой, которую сыграла Анастасия Талызина (внучка Валентины Талызиной) лично мне мешала ее современная манера говорить слегка впроброс. Если бы актриса играла «попаданку» из 21-го века, было бы оправданно. А так — очень странно.

Авиаполк дислоцировался на берегу Финского залива, съемки проходили там же.
Авиаполк дислоцировался на берегу Финского залива, съемки проходили там же.

Фильм посвящен женщинам-летчицам, и у меня были ожидания, что нам расскажут их истории. Как в фильме «А зори здесь тихие», где у каждой из девушек была своя биография и свой мотив бить врага, не щадя жизни.

В «Воздухе» более-менее выпукло нам показали Катю (Аглая Тарасова), девушку из многодетной семьи, ищущую любви, и Машу (Кристина Лапшина) — интеллигентную москвичку, увлекающуюся музыкой. Остальные девушки-летчицы так и остались для нас неизвестными.

К сожалению, создать убедительный характер при всех сценарных козырях не очень-то получилось у Анастасии Талызиной. По мере знакомства с героиней открывается столько бомбических (не могу подобрать другого слова) подробностей ее биографии — только сидишь и делаешь круглые глаза. «Дочь талантливого летчика отказалась от репрессированных родителей? Росла в детдоме и подвергалась насилию? Занималась балетом и мечтала о сцене?»

Судя по сценарию, блондинка с ясным взглядом Женя Белова — человек очень сложный и противоречивый. И сильный — вынести с детства столько испытаний и стать летчицей не каждой дано. Но перед нами — милая хрупкая девочка, и не понятно, где в ней эта сила.

За два года войны Женя, практически одна уцелевшая из отряда, рисковавшая жизнью в небе и на земле, не раз смотревшая смерти в глаза, мало изменилась и внешне, и внутренне. Не читается в образе сложная биография героини.

Судьба проводит Женю и через блокадный Ленинград с гибнущими от голода людьми и с огромными рвами, куда сваливали тела погибших. И через партизанский отряд, где Женина ровесница с ружьем пренебрежительно говорит о смерти, а дети 8-12 лет спокойно отправляются за «языком» и выполняют задание. Прыгая с парашютом из горящего самолета, Женя приземляется прямо в окопы Сталинграда, где идет битва за очередной квартал разбомбленного города.

Таким образом перед нами создается панорамная картина войны не только на небе, но и на земле.

Своеобразный оммаж фильму "В бой идут одни старики" - по наследству девушкам-летчицам достались инструменты их погибших предшественников.
Своеобразный оммаж фильму "В бой идут одни старики" - по наследству девушкам-летчицам достались инструменты их погибших предшественников.

Фильм посвящен самоотверженным женщинам-летчицам, растворившимся в воздухе, техникам, которые заправляли самолеты, всем женщинам, которые вынесли на своих плечах войну. Сколько их погибло в первые месяцы и годы в результате боевых и особенно небоевых потерь — во время бомбежек или испытаний новых самолетов...

-6

Но им на смену пришли новые парни и девушки, и мы видим их лица — много хороших, простых, спокойных лиц, как на больших групповых фотографиях. Лица людей, понимавших, что война — это просто тяжелая работа, которую надо сделать.

Придраться в фильме есть к чему, он не идеален, но в целом он стоит того, чтобы посмотреть и отдать дань уважения подвигу тысяч людей.

«Кто о нас потом вспомнит?» — усмехались девушки-летчицы, совершавшие вылет за вылетом, не успевая выспаться и восстановиться.

«Воздух» — как раз об этом. Чтобы мы вспомнили.

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

✅Снимать «Воздух» Алексей Герман-младший начал в 2018 году. Затем в съемочный график вмешалась пандемия. Чтобы не простаивать, режиссер снял фильм «Дело» — не выходя из квартиры. О фильме можно почитать:

✅Также на канале можно почитать о военных драмах. О том, чем мне понравился фильм «Праведник»:

И чем не понравился фильм «Нюрнберг»:

Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»