Ожидания определенные были — сама тема, плюс режиссер Николай Лебедев, снявший «Легенду №17» и новый «Экипаж». Но они оправдались лишь в части зрелищности.
Начало сразу ввело в ступор — дождь, слякоть, выстрелы, колючая проволока и вышки надзирателей. Побег из концлагеря. Но кто бежит, непонятно. Мой совет — посмотрели первые кадры и забудьте о них, иначе отравите себе весь остальной просмотр. Я полфильма промучилась, пытаясь понять, что это было, и все зря. Не делайте так, смотрите спокойно — в финале все разъяснится.
Главного героя — молодого капитана разведки и военного переводчика-полиглота Игоря Волгина (Сергей Кемпо) мы встречаем 9 мая 1945 года в разбомбленном и догорающем Берлине. Зачем — непонятно, показать, что он дошел до Берлина, где осенью 1945 года начнется настоящая завязка сюжета?
Осенью 1945-го служащего в комендатуре Берлина Волгина вызовет начальство и передаст пачку писем от младшего брата, которые тот писал матери. Пачку передали из Нюрнберга.
И — какое совпадение — начальник Волгина сетует, что вот-вот начнется Нюрнбергский процесс, командование требует прислать людей, а кого отправить, когда и в Берлине каждый сотрудник советской комендатуры на счету.
И тут Волгина осеняет — о, Нюрнберг! А ведь это шанс найти брата! И он вызывается добровольцем.
Начальство требует сначала думать о долге, но в конце концов смягчается и отправляет Волгина в вожделенный Нюрнберг.
Серьезно, так бывает?
Ну, допустим, звезды сошлись, и Волгин едет убивать двух зайцев — Родине служить и брата искать. Или, наоборот, сначала брата искать, а все остальное потом.
Игорь Волгин в исполнении Сергея Кемпо — красивый, харизматичный и очень наивный разведчик. Ходит по Нюрнбергу, озирается, ищет брата, оставляет записки на стене, где потерявшиеся во время войны назначают друг другу встречи. И везде — и у торговки на базаре, и на стенах зданий — видит рисунки брата. Снова хочется спросить — серьезно? Так бывает? Не слишком ли часто звезды сходятся?
Вместо брата Волгин встречает девушку Лену. Ее играет Любовь Аксенова, в этой роли она похожа на молодую Татьяну Друбич. Встречает, теряет, и дальше он будет озираться еще сильнее — искать не только брата, но и Лену.
Лену в свое время угнали в Германию в качестве рабсилы.
«Кто хотел — тот сражался, — бросает ей в лицо прямолинейный Волгин, узнав о ее прошлом. — А остальные — предатели!»
Но красота и скромное обаяние Лены радикально меняют его взгляды на жизнь, и вот они уже в постели.
Тут мне захотелось выключить телевизор. И я бы так и сделала.
Но параллельно этой странной лавстори шел Нюрнбергский процесс над нацистскими главарями. На Международный военный трибунал, ставший событием века, съехались судьи от четырех держав, журналисты разных стран, ведущие радиорепортажи. Гособвинитель СССР Роман Руденко (Сергей Безруков) — четкий, жесткий, настойчивый, выдвигает аргумент за аргументом. Безруков очень убедителен в этой роли.
Нацисты не признают себя виновными, их адвокаты выискивают оправдательные причины, обвиняемая сторона переходит в наступление, и уже почти получается, что Советский Союз сам виноват в том, что спровоцировал эту войну.
Нужны улики, неопровержимые улики, обличающие фашизм, такие улики, чтобы наказание не подлежало отмене. Не только в ближайшие годы, но вообще никогда, чтобы потомкам не пришлось пересматривать вынесенный приговор.
Когда на процессе демонстрируют кадры кинохроники, снятые в фашистских концлагерях, абажуры из человеческой кожи и другие пугающие «артефакты», становится не по себе не только присутствующим на процессе, но и зрителям.
А между тем, не дремлет нацистское подполье в Нюрнберге, представители которого всеми силами стараются сорвать процесс, помешать наказанию военных преступников.
И Лена в этом как-то замешана, но наивный Волгин ни о чем не догадывается. Он точно три года в разведке служил?
Можно было на таком мощном материале сделать захватывающий исторический детектив. Но вместо этого в него завернули совершенно искусственную амурную историю, напичкав какими-то супергеройскими штампами типа спасения из огня любимой или затяжной перестрелки с антагонистом.
Основой сценария стал роман-хроника писателя и историка Александра Звягинцева «На веки вечные». Книгу не читала, но судя по отзывам, к ней претензии те же.
Из плюсов я бы отметила зрелищность и качественные актерские работы.
Но в целом была разочарована. Честное слово, лучше бы «Праведника» еще раз посмотрела.