Пресный байопик об автогонках: в конфликтах нет драмы, а в самих гонках отсутствует скорость.
Пару дней назад я оказалась на премьере фильма "Большая гонка. Лянча против "Ауди". Я из той категории людей, что любит драйв, но не имеет никакого отношения к автоспорту, поэтому, вспоминая образ Молнии Маккуин, я надеялась увидеть пыль, поднимающуюся столбом, или документальную историю о людях, которые стояли во главе двух больших компаний. Однако, меня обломали и ниже я расскажу почему.
О чем фильм
История знаменитого противостояния итальянской «Лянчи» и немецкой «Ауди». Битва двух концернов, двух философий и двух легендарных машин, за рулём которых сидели лучшие в мире пилоты. Обе компании участвуют в ралли, пытаясь не только выиграть победу, но и завоевать доверие покупателей, ведь никто не хочет покупать машину, которая проигрывает в автогонке.
Развитие сюжета, а точнее его отсутствие
Задача фильма - рассказать историю так, чтобы было интересно смотреть и настоящим фанатам автогонок, и тем, кто далек от них. Создатели фильма взяли за основу масштабное и важное противостояние "Ауди" и "Лянчи" 1983 года, когда компания "Ауди" выигрывала в каждом заезде, а управленцы "Лянчи" думали о том, как проиграть достойно. Единственным, кто отрицал возможность проигрыша, был Чезаре Фиорио: он сыпал идеями, настойчиво зазывал на роль пилота выдающегося Вальтера Рерля и искал лазейки в правилах, чтобы хоть как-то повысить шансы. И казалось бы, реальная история звучит интригующе, в ней должно быть полно скандалов и противостояний, однако в фильме все показали максимально скучно и безжизненно.
Сцены с уловками Чезаре Фиорио не вызывают восторга. Всё сходит ему с рук слишком легко, без сопротивлений, а сцена с подсчетом машин "Лянчи" не вызывает напряжения, как должна была. Мы с самого начала понимаем, что он выйдет из ситуации сухим, и даже очевидная глупость проверяющих не развлекает зрителей.
Ощущение, словно сюжет специально лишали всех красок с самого начала.
Не документальное кино
В конце фильма зрителей уведомляют о том, что некоторые реальные моменты пришлось видоизменить, а отдельных персонажей добавить, чтобы выстроить драматургию и оживить сам фильм. И с одной стороны, это не редкий случай для документальных фильмов, но с другой стороны, это нужно уметь делать. Этот фильм - пример того, как делать не стоит.
Все добавленные сюжетные линии только засоряют повествование, не давая сконцентрироваться на главной, которая не такая уж и яркая, как ей следовало бы быть. К примеру, любовная линия здесь еле прослеживается и ощущается как заполнение заднего фона.
В то время как противостояние между великим пилотом и Чезаре Фиорио могло бы стать достойным толчком для развития сюжета или поддержания напряжения, тогда как в реальности это выглядит печально. Вальтер Рерль ведет себя так, словно сам не понимает какими мыслями руководствуется. То он хочет помочь выиграть и верит в победу Лянчи, то начинает строить из себя просветленного человека, которому нужны лишь тишина и покой. В фильме мы знаем выдающегося пилота как пасечника, который во время одной из гонок останавливает машину, чтобы купить мед у местных пчеловодов. В этот момент второй пилот шокировано смотрит на легенду, а зритель сидит и не доумевает, так как мотив его действий остается покрыт мраком.
В реальности же ради Лянчи пилот Вальтер Рёрль разорвал контракт с Opel. Зачем переписали эту часть истории, мне не понятно.
При чём тут победа?
На протяжении всего фильма поднимается вопрос важности победы. Буквально все вокруг наставляют Чезаре и хотят, чтобы он отказался от попыток выиграть, но он упорно продолжает идти к своей цели. Вот только когда "Лянча" побеждает, мы не ощущаем сладкого вкуса победы, да и сам герой относится к этому событию как к очередной награде, которая как будто будет валяться среди других таких же призов в темном углу его комнаты.
Тогда возникает вполне логичный вопрос: "Зачем это всё?".
Драйв, скорость, где это всё?
Автогонки в первую очередь про скорость и драйв. В этом фильме мы наблюдаем как классические машины ездят вполсилы, не прыгают на трамплинах и не дают почувствовать то безумие, которым славится автоспорт.
Нам не показывают общие планы гонки, заполняя все экранное время крупными кадрами лиц героев. Их обычно используют для установления эмоциональной близости с героем, но чему мы должны здесь сопереживать? Страху поражения? Но его нет ни в одном выверенном и отточенном движении пилота. Безрассудный дух ралли невозможно передать с помощью таких кадров. Печаль и тоска - вот сопутствующие эмоции всем отрывкам фильма, где зрителя ждет променад, состоящий из гоночных машин.
С таким подходом полюбить ралли благодаря фильму вряд ли у кого-то получится.
Выводы
Это не плохой фильм на один раз. Мне однозначно понравились кадры пейзажей и детали, которые должны передавать вайб гонки. Однако, они хороши по отдельности, а вместе это не складывается в полноценную историю о противостоянии двух легендарных машин.
Кто смотрел этот фильм, поделитесь своими впечатлениями. Как вы считаете, что должно присутствовать в достойном внимания фильме про автогонки?