Приветствую вас, дорогие читатели. Сегодня хочется поделиться с вами обзором на две книги немецкого автора, которые оставили неизгладимое впечатление.
Бильярд в половине десятого
Мое знакомство с творчеством Генриха Белля началось с этой книги. Действие романа охватывает период с 1 мировой и до 1958 года. Автор рисует обширную панораму внутренней и духовной жизни Германии, особенно фокусируясь на том, как история и идеология перемалывает жизнь обычного человека. Читать было очень тяжело, поскольку мраком и горечью пропитана каждая страница, ты сопереживаешь прежде всего не нации, а обычным людям.
Почти все герои романа надломлены (кроме бывших нацистов), даже дети, которых трагедии начала 20 века коснулись лишь косвенно, через родителей, дедушек и бабушек. Главный герой - стержень фабулы - Генрих Фемель, отец семейства, его сын Роберт Фемель, внуки — Иозеф и Рут, секретарша Роберта Леонора, а второй сын,Отто Фемель (бывший нацист), существует в сюжете как призрак прошлого (он погиб на войне). Также стоит упомянуть о жене Генриха, которая содержится в психбольнице в целях безопасности еще с нацистских времен, так как это единственный герой, который позволял себе открыто и прямо высказывать неприязнь у существующей действительности, когда мир сошел с ума.
Сюжет романа - айсберг, его верхушка - это настоящее (один день из 1958 года, юбилей отца семейства), а вот основная часть романа - это события прошлого, которые давят грузом на эту хрупкую верхушку. Каждый момент настоящего отягощен множеством событий прошлого.
Этот роман - осмысление груза фашистского наследия самими немцами. Прошлое - это самодостаточный герой романа, которым одержимы жертвы(“агнцы”), но от которого быстро отрекаются виновники и непосредственные участники катастрофы (“буйволы”).
Банально, но война разрушает жизни всех. Горечь разочарования от последней попытки взять реванш перед историей обернулось осознанием собственного заблуждения и вечный вопрос звучит рефреном на страницах романа “Зачем?”.
Дом без хозяина
Послевоенная Германия глазами ребенка. Очень лирично, грустно и тепло о семейном тепле, нужном каждому, о том, как оно помогает душе вырваться из неблагополучия и найти опору в жизни после страшных трагедий.
Роман о судьбах вдов и сирот из двух социальных слоев. Женщины вынуждены вести безнравственный образ жизни (по мнению их детей, главных героев романа Генриха Брилаха и Мартина Баха), чтобы получать пенсию за убитых на войне мужей. Иначе говоря, они сожительствуют с мужчинами, при этом не вступая в брак, чтобы сохранить выплаты.
Несмотря на явную антитезу, основанную на социальном положении героев, проблемы у них одни: это взросление в морально и психологически неблагополучной среде и безотцовщина. Дружба и то, что они узнают о жизни и семьях друг друга, способствует их слишком раннему взрослению. Для этих подростков нет опоры во взрослых, и приходится искать её внутри себя (что само по себе хороший, обнадеживающий симптом, это лучше, чем искать опору в идеологии).