Так какая связь между детективом про то, как бывший воин-афганец борется с наркомафией, и научно-фантастическим романом про мамонтов на тропическом острове в Северном Ледовитом океане?
Цените отрывок из «Чёрного тюльпана». Главный герой накрыл схему контрабанды наркотиков из Афганистана в Россию. Наркодельцы тоже не лохи, героя вычислили и уже почти убили, но вдруг передумали, из ямы достали, отряхнули, чисто вымыли, сухо вытерли, в машину посадили и куда-то везут (к человеку, который приказал остановить казнь):
Дышев немного слова переврал, правильно «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
И вот связь: фраза, которую вспоминает герой детектива Андрея Дышева, - это строчка из песни, написанной поэтом Леонидом Дербенёвым и композитором Александром Зацепиным для фильма «Земля Санникова», снятого в 1973 г. по мотивам одноимённого романа Владимира Обручева!
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь
Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду ещё,
Есть только миг, за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
Песня звучит в самом начале фильма, герои только отправились к Земле Санникова, Олег Даль играет одного из участников экспедиции.
Обратите внимание, насколько очевидно, что Даль на гитаре на самом деле не играет, и что поёт тоже не он. Ах, старый добрый нереалистичный кинематограф 1970-х! Поёт, кстати, Олег Анофриев, тот самый, который спел «Спят усталые игрушки» в Спокойнойночималышах и «Ничего на свете лучше нету» в «Бременских музыкантах».
Видео с проигрывателем с рутьюба в дзен не вставляется, но если у вас работает ютьюб, то вот:
Отзыв о фильме: книга в десять раз лучше. Фильм не понравился ни сам по себе, ни как экранизация романа. Если бы не Георгий Вицин, я бы сказала - НЕ смотрите! Но Вицин гений, поэтому смотрите. Ещё Махмуд Эсамбаев неплох в роли шамана, но уж больно странные телодвижения производит, хотя он был прекрасный танцор и хореограф. И Даль мог бы быть интересным, но у него роль такая маленькая, что непонятно, зачем он вообще был нужен. А Вицин - да! И роль хорошая, и сам он уух.
Сюжетно фильм от книги отличается. Общая канва та же: группа исследователей отправляется искать остров в Северном Ледовитом океане и находит там жаркий климат и аборигенов.
Отличия: финансирует поездку не географическое общество, а местный золотопромышленник, и цель экспедиции не научная, а золото найти. Персонаж, которого играет Вицин, - слуга золотопромышленника, которого тот заставил присоединиться к экспедиции и поручил, если золото найдут, убить спутников, чтобы они никому не смогли про находку рассказать. На самой Земле Санникова нет ни народности вампу, ни мамонтов (что, учитывая спецэффекты того времени, и к лучшему 😉), только онкилоны.
И именно поэтому фильм хуже книги. Роман в первую очередь приключенческий, вся его суть в разнобразных событиях, которые происходят с героями на острове. Книга про затерянный мир, временнУю капсулу, чудом сохранившуюся во льдах.
А в фильме сюжет свёлся к конфликту между белыми людьми и шаманом, который видит в них угрозу своей власти. Понятно, что всё в фильм не впихнёшь, чем-то надо было жертвовать, а конфликт с шаманом действительно в книге был, но когда убрали все остальные детали, пропал дух «Земли Санникова».
Плюс облом для актёров. У каждого персонажа на весь фильм один-два содержательных эпизода, и всё. Не успел в роль вжиться, как она кончилась. В результате актёры то переигрывают, как в плохом театре, то, наоборот, по бумажке оттарабанили и хорош. За исключением, конечно, Георгия Михайловича, который, кажется, из любой роли мог сделать шедевр.
Справедливости ради. Если фильм не понравился мне, это не значит, что он не понравится вам. Так что я предупреждаю, но не отговариваю. Тем более - классика советского кинематографа, хотя бы для общего развития ознакомиться стОит.
Но что однозначно советую - сначала прочитать книгу. Фильм действительно скомканный. Без книги не факт, что будет понятно, что вообще происходит.
А я, с вашего позволения, ещё побрюзжу. Если вы уже смотрели фильм, поделитесь своим мнением по нижеизложенным вопросам. Если вы ещё не - смело пролистывайте к концу статьи ⬇️.
Фильм озадачил … не хочу употреблять слово «халтура», потому что на халтуру не похоже. Но - невниманием к деталям. Смысл кино в том, что оно правдоподобно изображает реальность (выдуманную или настоящую), а в этом фильме правдоподобности нет ни грамма. Взять хотя бы песню про миг между прошлым и будущим, где персонаж «играет на гитаре», а актёр, похоже, никогда гитары в руках не держал.
Зачем эти кадры включили в фильм? Никакой необходимости петь под собственный аккомпанемент у персонажа не было, он мог без гитары просто в красивой позе у паруса стоять, и ничуть не хуже картинка бы была. И даже если допустить, что был какой-то смысл совать Далю гитару (вряд ли, от этой гитары вообще одна беда), можно было бы сначала снять крупным планом лицо поющего актёра, а потом крупным планом руки дублёра, который на самом деле бы на гитаре играл. Учитывая, что за Даля явно поёт другой человек, тот факт, что и играет кто-то другой, никого бы не удивил.
А так получается, что нужды в гитаре нет, актёр на ней играть не умеет, а её всё равно в фильм включают. Зачем, Карл?
И большая претензия к тому, кто в съёмочной группе отвечал за связность действия. Строго говоря, ляп всего один, но он тянется целый фильм, и чем дальше, тем сильнее раздражает.
Герои начинают экспедицию на корабле, доходят до льдов, высаживаются с корабля и дальше к острову идут пешком. Идут долго, несколько дней, а то и недель. При этом никаких нарт с багажом, как в книге, у них нет. Оператор показывает крупные планы: четыре человека посреди ледяной пустыни, у каждого только небольшой рюкзак за плечами.
Что само по себе, знаете ли…
Зато потом, когда они доходят до Земли Санникова, у них вдруг откуда ни возьмись оказывается при себе:
- несколько смен одежды и обуви на разную погоду
- посуда, включая котелки, чашки, тарелки
- продукты
- ружья и патроны
- аптечка: бинты, вата и т. п.
- злополучная ГИТАРА!!! На острове Даль ещё раз поёт песню про миг между прошлым и будущим и опять … играет.
Не может быть, чтобы одна я это заметила. И, главное, это же так легко исправить! Дать героям с собой одну упряжку собак с нартой, и не было бы вопросов, ни откуда взялась гитара, ни каким образом персонаж Даля умудряется ходить по дикому острову чисто выбритым в белой рубашке.
Всё, набрюзжалась. Но серьёзно, если кто знаком с кинопромышленностью, поделитесь своими соображениями, как фильм с такими огрехами смог пройти ОТК.
Заранее спасибо 😘
Бонусом любопытный факт. К вопросу о воинах-афганцах, с книги о которых началась эта история. Помните фильм «9 рота»? Помните начало? Когда на аэродроме в Баграме демобилизованный солдат снимает с шеи амулет, отдаёт его одному из новоприбывших, а потом его самолёт взрывается? Я теперь знаю, откуда Бондарчук это взял! Таким эпизодом «Земля Санникова» заканчивается. И, кстати, именно этот эпизод в «ЗС» вышел лучше 😋.
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Покупайте роман В. А. Обручева «Земля Санникова»:
Читай-город 📚🛒
Book24 📚🛒
*****************
Другие интересные статьи книжного ХорГромДзена: