Найти в Дзене
Плёнки и винил

Альбом, после которого земля кажется слишком тесной

Ещё один рассказ из моей рубрики о 30 любимых альбомах, фильмах, книгах и сериалах. Сегодня речь об альбоме, который невозможно слушать фоном. Space Ritual группы Hawkwind (1973) – не просто концертная запись, а психоделический космо-трип, превращённый в аудиоспектакль. Он гипнотизирует риффами и речитативами, находясь на грани между наукой будущего и шаманством. Hawkwind были аутсайдерами британского рока 70-х. Их хаотичные выступления, где импровизации сопровождались авангардными электронными звуками, часто были бесплатными в поддержку различных протестных движений. Ко всеобщему удивлению, их сингл Silver Machine в июне 1972 года вышел на третье место в национальных чартах. Музыкально он был переработкой типичного рок-н-рольного риффа Чака Берри, а в текстовом плане отталкивался от эссе французского сюрреалиста Альфреда Жарри. Возможно, успеху способствовал клип, демонстрирующий достаточно дикие фрагменты концерта группы. Любая другая группа стала бы эксплуатировать свой успех, запи
Оглавление

Ещё один рассказ из моей рубрики о 30 любимых альбомах, фильмах, книгах и сериалах.

Сегодня речь об альбоме, который невозможно слушать фоном. Space Ritual группы Hawkwind (1973) – не просто концертная запись, а психоделический космо-трип, превращённый в аудиоспектакль. Он гипнотизирует риффами и речитативами, находясь на грани между наукой будущего и шаманством.

Предыстория

Hawkwind были аутсайдерами британского рока 70-х. Их хаотичные выступления, где импровизации сопровождались авангардными электронными звуками, часто были бесплатными в поддержку различных протестных движений.

  • Здесь можно прочитать, с какими приключениями записывался их дебютный альбом:

Ко всеобщему удивлению, их сингл Silver Machine в июне 1972 года вышел на третье место в национальных чартах. Музыкально он был переработкой типичного рок-н-рольного риффа Чака Берри, а в текстовом плане отталкивался от эссе французского сюрреалиста Альфреда Жарри. Возможно, успеху способствовал клип, демонстрирующий достаточно дикие фрагменты концерта группы.

Создание

Любая другая группа стала бы эксплуатировать свой успех, записала бы альбом и отправилась в турне, назвав их по своей популярной песне, но Hawkwind были равнодушны к собственному коммерческому достижению, и решили вложить полученные деньги в новое концептуальное представление. Так стали складываться черты будущих концертов и альбома.

Помимо самих музыкантов, в это необычное путешествие по британским городам 1972 года поехали мим Тони Крерар, две танцовщицы Стейся Блейк и Рене Берг (до этого сопровождавшая Grateful Dead).

Откровения танцовщицы, выступавшей нагишом с рок-группой в 70-х
Плёнки и винил25 ноября 2020
Откровения танцовщицы, выступавшей нагишом с рок-группой в 70-х (завершение)
Плёнки и винил26 ноября 2020

Рене рассказывала об обстановке в поездке:

Мы разъезжали на автобусе Mercedes, слушали сюиту Густава Холста «Планеты», и было просто удивительно осматривать Англию под такой фон.
Мы вставали рано и джемовали на больших вересковых полях: Ник Тёрнер играл на флейте, Боб Кэлверт импровизировал стихи, а я танцевала. Мои ноги бывали все исцарапаны.

Концепция

Изначальная идея, принадлежавшая поэту группы Роберту Кэлверту, была следующей: астронавты далёкого будущего, находясь в анабиозе, видят сны, и в их подсознании всплывают картины земной жизни, архетипические мифологические образы, кошмары о будущем... А все песни служат пересказом их видений.

Идея стала усложняться, когда к постановке подключился дизайнер Барни Бабблз. По его замыслу, группа должна была располагаться на сцене в соответствии с зодиакальными знаками музыкантов, а их звучание резонировать с музыкой небесных сфер. Подготовленный к туру буклет был набит философскими изречениями, научно-фантастическими гипотезами и мистико-сюрреалистическими коллажами. В итоге изначальная концепция настолько размылась, что стала просто всеохватной.

16-летний зритель Ричард Чедвик (а конце 80-х ставший постоянным барабанщиком Hawkwind), посетивший один из концертов того периода, описывал его так:

– Я никогда не видел ничего похожего. Думаю, меня поразили именно электронные эффекты. Единственный рок-концерт, который я посещал до этого, давали Mott the Hoople – и там публика танцевала, это был прямолинейный рок-н-ролл. Я ожидал того же и от Hawkwind, но публика сидела, скрестив ноги – всё представление, кроме последней песни, когда все встали. Но больше они ничего не делали.

На удивление, столь продуманное зрелище никому не пришло в голову заснять. Только в наши дни один энтузиаст попытался создать компьютерную реконструкцию того, как это могло происходить. Пока он нарисовал первые 13 минут.

  • Поддержать канал можно здесь (автору на звездолёт)

Восприятие

Интересно, насколько получившийся по итогам турне двойной альбом, смонтированный из двух концертов: в Ливерпуле и Лондоне, не похож на типичные «живые» релизы: публика пребывает в молчании, музыканты никак не обращаются к ней.

Я услышал эту музыку лет в 20, когда мне прислал кассету из Англии друг по переписке. Я не знал, чего ожидать, но был буквально поражён энергией этой записи. Описывал я её тогда примерно так: представьте себе, как будто ранний «Пинк флойд» скрестили с звучанием Black Sabbath, добавили чтение стихов, как на концертах The Doors и сдобрили электронными шумами, как будто кто-то крутит ручку коротковолнового радиоприёмника.

Альбом поднялся на 9 место а английских чартах и регулярно входит в списки лучших концертных дисков в истории рока.

Бонусы

Если альбома не хватит, к нему есть, что добавить.

  • В сентябре 1972 года, когда уже шла работа над турне, Hawkwind выступили на радио Би-Би-Си. Этот концерт не раз издавался под разными названиями, и это своеобразная разминка перед Космическим ритуалом.
  • В 2023-м году альбом был переиздан на 11 дисках, и в бокс-сет вошли неотредактированные версии трёх концертов тура: в Ливерпуле и Лондоне, из которых и был составлен альбом, и в Сандерленде, который до этого никто не слышал. Есть и бутлеговая запись ещё одного гига – в Манчестере. Она всплыла только в 2020 году.
  • 22 февраля 2014 года Hawkwind исполнили всю программу Space Ritual целиком на лондонском концерте, а запись этого шоу была издана в аудио- и видеоформатах.
-2
  • Бывший участник группы басист Алан Дэйви (пришедший в коллектив в середине 80-х) со своим проектом Psychedelic Warlords в 2013 году также исполнял весь альбом на концертах. Он не выпустил ничего в свет, но при желании можно найти, как минимум, две качественные пригодные для официального релиза записи этого проекта.