Найти тему
Плёнки и винил

«Лемми не был лучшим музыкантом»: наше интервью с космическими басистом Аланом Дейви

Алан Дейви – бас-гитарист, прославившийся своим участием в спейс-роковой команде Hawkwind, ученик и близкий друг Лемми из Motorhead, создатель множества интересных проектов в разных стилях. Мы побеседовали с ним, и он рассказал о дружбе с Лемми, своих саундтреках к дешёвым фильмам ужасов, блэк-метале, российских группах и многом другом. Это первая часть интервью.

Алан Дейви в юности.
Алан Дейви в юности.

Плёнки и винил: Как вы решили стать музыкантом? Помните свою первую гитару?

Алан Дейви: У меня не было никакого интереса играть, пока я не услышал соло Лемми на басу в песне Time We Left с альбома «Хоквинд» Doremi Fasol Latido.

Рычащий звук баса, звон струн и бренчание аккордов что-то пробудили во мне, и на следующий день я пошел в музыкальный магазин и купил Hondo 2 Rickenbacker. Это было в 1978 году, когда мне было 15.

ПиВ: Каждый раз, когда смотрю видео с концерта в Стоунхендже 1984 года, где вы впервые вышли на сцену с Hawkwind, пытаюсь понять ваши чувства: вот вы, по сути, ещё подросток, без каких-либо репетиций играете в группе, которую боготворили. Какими вы ожидали увидеть этих людей и какими они оказались?

Алан Дейви: Да, это был сюрреалистический и волнующий день, я познакомился с Броком (Дейв Брок, основатель группы – ПиВ) накануне, так что он, наверное, проверял меня. На следующий день я последовал за ним в Стоунхендж и встретился с группой на сцене, устанавливая оборудование. Они были удивлены, что я настраиваю оборудование для баса и играю с ними. Некоторые фэны решили, что я дорожный менеджер Лемми: когда я настраивал свой бас, рычащий и грязный, они подумали, что это для Лемми. Хью (Ллойд-Лэнгтон, гитарист – ПиВ), Харви (Бейнбридж, клавишник – ПиВ) и Ник (Тернер, фронтмен – ПиВ) были очень приветливы, и это было очень круто с их стороны.

ПиВ: Я читал, что когда вы присоединились к группе, вам не нравились эксцентричные шоу Ника Тернера, и вы повлияли на его уход. Но теперь вы сотрудничаете с ним. Насколько это легко для вас обоих?

Алан Дейви: На самом деле я нашёл Ника очень забавным на сцене, он много раз заставлял меня смеяться! Все знают, что только один человек контролирует, кто уходит или остаётся, и это чаще всего неправильные решения (Алан намекает на Дейва Брока – ПиВ)!

Hawkwind на сцене в 1984-м. Ник Тернер - второй слева.
Hawkwind на сцене в 1984-м. Ник Тернер - второй слева.

Вне Hawkwind я всегда приглашал Ника поиграть со мной в свои проекты Bedouin, The Psychedelic Warlords и Hawklords, которых мы с ним решили возобновить, так что между Ником и мной нет никаких проблем, и то, что вы слышали, неправда. Как сказал мне Лемми: «Ник истинный дух Hawkwind». Я полностью согласен.

ПиВ: Расскажите нам о Лемми. Как вы познакомились? Каким музыкантом и человеком он был? И, конечно, какие-то безумные истории!

Лемми и Алан Дейви
Лемми и Алан Дейви

Алан Дейви: Лемми считал себя моим наставником и научил меня многим вещам по части звучания и стиля. Иногда я останавливался у него дома в Лондоне на несколько дней, а то и недель. Мы провели много весёлых вечеров, смеясь над видео с выступлениями «Монти Пайтон» и Томми Купера. Что же касается забавных историй, то я приберегу их для своей книги, над которой сейчас работаю. Я давно собираю для неё материал от своих ранних воспоминаний до наших дней. И не только о музыке. Лем не был лучшим музыкантом, но это не имеет значения в рок-н-ролле, у него был уникальный стиль, отличные интеллектуальные тексты и внушительный вид на сцене. Он был лучшим другом из всех, какой у вас мог только быть, на 100% верным (но только если вы не с подругой, ха-ха), он был непафосным, настоящим джентльменом. Таких, как он, немного!

Одна из последних фотографий Алана Дейви (крайний справа) с Лемми.
Одна из последних фотографий Алана Дейви (крайний справа) с Лемми.

ПиВ: Как сделать, чтобы бас звучал так мощно, как у вас? Особенно на ранних альбомах Captured Rotation и Bedouin.

Алан Дейви: Просто включите его как можно громче, сильно бейте по струнам и будьте с ним агрессивны. Звук в свою очередь делает меня агрессивным музыкантом, получается удачный порочный круг!

ПиВ: Возможно, ваш самый необычный проект – это
Meads of Asphodel. Как вы оказались в блэк-метал-группе?

Алан Дейви: Они делали альбом на арабскую тематику об истории религиозных войн на Ближнем востоке и спросили, можно ли записать версию моей песни Sword of the East, которая тоже посвящена этой теме, на что я ответил «да», затем они спросили, буду ли я играть на басу, на что я тоже ответил «да», Метатрон (вокалист группы – ПиВ) классный чувак, с ними было легко связаться. Затем я спросил, на что похожи другие песни на альбоме, и, услышав, подумал: «Вау, это уникальная группа», поэтому я предложил сыграть на басу на всем альбоме, на что они с восторгом ответили «да»! Я сделал с ними всего 7-8 альбомов.

ПиВ: Какое отношение к вам имеет Джимми Дэйви (альбом 2007 года Man with Money). Вы играете у него на одной песне. И есть ли у вас ещё родственники, которые занимаются музыкой?

Алан Дейви: Джимми – мой племянник, он записывал песни, а я помогал ему редактировать и микшировать их. Он не серьёзный музыкант, но любит играть, петь и получать от этого удовольствие.
У моего другого племянника Луиса тоже вышел альбом, на котором я играл на басу на всех песнях, а также микшировал и продюсировал его. Луис также был гитаристом в ещё одной моей группе
Gunslinger.

ПиВ: Ваша музыка была включена в саундтреки к дешёвым фильмам ужасов «Хэллоуин: Смертельная ловушка. Киски будут наказаны!» и «Общество заката». Почему вы заинтересовались этими фильмами?

Алан Дейви: «Клеопатра рекордз», лейбл, с которым у меня контракт, приложил руку к созданию этих фильмов, поэтому они попросили меня написать для них музыку. Я был особенно рад писать музыку, чтобы соответствовать оригинальному вокалу Лемми из неизданной песни для «Общества заката». Конечно, мне было легко это сделать!

ПиВ: Слушаете ли вы какие-либо альбомы бывших участников Hawkwind? Если да, то что о них думаете?