Могло ли так быть, чтобы пути главных советских фантастов и британских пионеров спейс-рока пересеклись? Это выглядит вполне вероятным!
1986 год. В Советский Союз пришли перестройка и политика открытости.
Переводчик и писатель Мариан Ткачёв в Союзе писателей встречает на лестнице знакомого сотрудника иностранной комиссии.
– Мариан, у меня к тебе просьба. Позвони, пожалуйста, Аркадию Стругацкому и скажи, чтобы он к нам зашел – надо оформляться для поездки в Англию, в Брайтон.
– Позвоните сами...
– Да мы звонили уже. Но он с нами разговаривать не хочет, трубку вешает.
Трубку вешать у Аркадия Натановича причины были. Много раз ему приходили на адрес Союза писателей приглашения из многих стран мира, особенно часто из Японии и США, но в все они клались «под сукно»: братья считались «невыездными».
Но в этот раз всё пошло иначе. И хоть с некоторым трудом, но Аркадия и Бориса Стругацких удалось уговорить поехать в Англию. Причём отправились они туда вместе, что стало единственным случаем их совместного публичного выступления.
Бытовала даже шутка, что есть только один Стругацкий, но в Москве он называет себя Аркадием, а в Ленинграде – Борисом.
Так они оказались почётными гостями 45-й Всемирной конвенции научной фантастики, также известной как «Заговор'87», которая проходила 27 августа – 1 сентября 1987 года в отеле «Метрополь» и Брайтон-центре. Там они получили специальный приз всемирной организации НФ «За независимость мысли». Так что поездка во многих смыслах оказалась уникальной.
Примерно в то же время, когда в СССР писателей уговаривали согласиться на поездку, в Брайтоне происходили свои события.
Встревоженный мэр города позвонил Мэрион Ллойд-Лэнгтон, муж которой был гитаристом группы Hawkwind (из всех британских команд она больше всего ассоциировалась с научной фантастикой), и пожаловался, что организация конвента превращается в хаос. Он буквально умолял, чтобы группа согласилась дать выступление на нём.
Для этого они даже возродили на один вечер программу «Хроника чёрного меча» (по произведениям Майкла Муркока), которую они уже несколько месяцев как не играли.
В шоу участвовали актёры с мечами и плащами, танцовщицы и факиры. В музыке присутствовали элементы популярного тогда хэви-метала.
Hawkwind выступали перед толпой поклонников фантастики, одетых как инопланетяне, и музыканты потом определяли победителей в конкурсе на лучший костюм.
К сожалению, у нас есть не так много подробностей о визите Аркадия и Бориса Стругацких в Англию, но, кажется, они вряд ли пропустили бы такое яркое событие. При этом не думается, что их сильно увлекла такая музыка. Однако вскоре после возвращения в СССР они взялись за написание повести «Отягощённые злом» (вышла в начале 1988-го года). В ней показана молодёжная субкультура «фловеров», радикально-экологического варианта хиппи, презирающая цивилизованное общество и власти. Это весьма похоже на те идеалы, которые отстаивали в своём творчестве Hawkwind. Совпадение?