Найти в Дзене
Блог для родителей Lucky Child

Разделяющая дисциплина: как влияет на детей и что делать родителям. Личный опыт мамы

Оглавление

Как бессознательные автоматизмы родителей влияют на детей? История мамы, которая осознала последствия разделяющей дисциплины и начала путь к осознанному воспитанию.

Что такое разделяющая дисциплина

Когда я была маленькой, то самым важным критерием моего поведения у мамы была мысль: «Что подумают другие». И если мои поступки выходили из установленного социального порядка, мама всегда переходила к тяжелым мерам. Мне было больно и не хотелось терять отношения с ней, поэтому, несмотря на свой эмоциональный фон, я изо всех сил старалась держать диктуемые правила.

Я росла, и жестко вдолбленные нормы тоже давали свои ростки. Думаю, главным последствием стало отсутствие желания продолжить род. Так я дожила до 35 лет, и всё-таки решилась.

Изображение от Fleepik
Изображение от Fleepik

Только когда дочь немного подросла, я стала узнавать в себе поведение мамы. И это меня напугало. Я начала активно изучать тему, и в какой-то момент осознала: все меры, которые применялись при моем формировании, называют разделяющей дисциплиной.

Это дисциплина физическим или эмоциональным разделением между родителем и ребёнком, которое идёт со стороны взрослого. Задача – отстранить ребёнка как можно дальше, чтобы он «обдумал» своё поведение.

И вроде бы с рациональной стороны всё звучит логично. Делаешь так – будет хорошо, делаешь иначе – плохо. А как ещё можно подготовить непослушного ребёнка ко взрослой жизни?! Родители, которые применяют эти методы, оправдывают себя подобной установкой.

Изображение от Fleepik
Изображение от Fleepik

Однако есть стратегии воспитания, которые позволяют мягко обходить углы и формировать, прежде всего, себя заботливым и мудрым взрослым, а не истеричным и требовательным.

Последствия разделения для ребёнка

Если бы я не чувствовала последствий разделяющей дисциплины, я бы не полезла в эту тему. Однако оказалось, что многие мои реакции и мироощущение тесно связаны с методами формирования. В разделении для себя я выделила два ключевых последствия.

Первое – это ощущение ребёнка в моменте конфликтной ситуации. Критичными эти принципы становятся для детей дошкольного возраста. Всё связано с возрастными особенностями физиологии мозга.

Грубо говоря, дошкольники не могут ещё испытывать два чувства в один момент времени. Это как любить и ненавидеть одновременно. Это сказывается не только на ограничении эмоционального восприятия у малышей, но и на их когнитивных способностях. То есть они не могут пойти в комнату и подумать над своим поведением. Они пойдут тревожиться по поводу восстановления отношений с родителем. Думать над причинно-следственными связями дети 2 – 6 лет ещё физически не в состоянии.

Изображение от Fleepik
Изображение от Fleepik

И второе последствие – это мироощущение такого ребёнка во взрослой жизни. Он как бы застревает в развитии. У него есть черное и белое, и нет какого-то усредненного пути. В итоге такой взрослый, скорее, уйдет в различное зависимое поведение: алкоголь, наркотики, никотин, работа, абьюз и т. д.

А ведь именно возможность у взрослого мозга смешивать два противоположных чувства ведёт к взвешенному и умеренному поведению и реакциям на поведение других людей и, конечно, детей.

Не зря ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Умеренность преумножает радости жизни». И отцы святой христианской церкви, идя от рассуждений Христа, много говорят об умеренности как одной из христианских добродетелей. А из уст современников часто звучит фраза: «Мера – всему голова».

Мои автоматизмы

Осознав конвергентное поведение в отношениях с близкими, а главное, с дочкой, я начала отслеживать свои автоматические реакции. И поняла, что из трёх типов разделяющей дисциплины, у меня есть все. И, скорее всего, чем дальше дочь будет расти, тем больше автоматизмов во мне будет вскрываться.

Ярче всего во мне проявлялись ультимативные методы:

«Я отберу у тебя планшет, если ты будешь себя так вести»

«Мы уйдем с площадки, если ты не успокоишься»

«Прекрати орать, а то я не куплю тебе ту куклу»

«Если будешь себя так вести, не будет тебе никакого праздника»

Потом стали подкрадываться желания взять тайм-аут, отстраниться от ребёнка, когда её эмоций слишком много для меня. Это принципы изолирующего вида.

Изображение от Fleepik
Изображение от Fleepik

И, конечно, моим темным козырем стала бойкотирующая дисциплина. Это когда ребёнок вообще не слушается, я начинала уходить: «Ты остаешься?! Ну, я пошла».

А для дошкольника самое тяжелое — это расставание с родителем. Он испытывает те же ощущения, как если бы он потерялся и остался без своего взрослого.

Последние 3 года я глубоко изучаю тему и дошла до такого понятия, как автоматизмы разделяющей дисциплины. Каждый из них я ловлю за хвост, изучаю, рассматриваю, отлавливаю в себе и трансформирую.

Фразы, фразы, фразочки

Но, на мой взгляд, самое сложное и самое простое одновременно – это слова разделяющей дисциплины, которые плотно сидят в нашей культуре.

Я помню фразы своего детства, типа:

«Не смей подходить, пока не успокоишься»

«Иди в комнату, подумай над своим поведением»

«Я не буду с тобой разговаривать, пока ты себя так ведешь»

«Ты меня в гроб загонишь»

И как только я осознала корни произрастания этих фраз, я услышала, как они адаптировались в современном языке:

«Я беру тайм-аут»

«Иди мультики пока посмотри»

«Давай ещё громче поори»

Может показаться, что фразы как будто адекватные. Словно они стали мягче, но по сути это всё ещё разделяющая дисциплина. И я вижу, как губительно она сказывается на физическом здоровье чувствительных детей.

Как трансформирую автоматизмы

Моя главная цель – не переделать себя. Нет. Этого во многом я не смогу. Но я взрослый человек, который может осознать и эмоционально дозреть. И это я и ставлю своей ключевой задачей. Моя главная особенность по сравнению с ребенком любого возраста – это возможность сохранять стабильность в отношениях.

Изображение от Fleepik
Изображение от Fleepik

Трансформация любого поведения взрослого начинается с понимания ситуации. А понимание простое: я – взрослая, а дочь – маленькая. И если что-то в поведении не доступно мне, то ей точно это будет недоступно. Ведь развитие с помощью зеркальных нейронов – это основной метод формирования мозга.

Схема трансформации автоматизма у меня такая:

1. Я отлавливаю автоматизм в себе.

2. Наблюдаю за ним.

3. Рассуждаю, как в подобной ситуации я могу поступить иначе.

4. В следующий раз когда ловлю автоматизм, пробую поступить иначе.

Если не получается (а сразу не получается), то для начала я могу не применять сам автоматизм. Замолчать и ничего не делать лучше, чем делать то, что будет небезопасно для наших отношений с дочерью.

Если что-то пошло не так и я накопила слишком много фрустрации и всё-таки сорвалась, то, когда успокаиваюсь, прошу прощения за крик. Потому что вопрос не в том, что порой я могу сорваться, а в том, как потом я проживу с ней этот сложный для неё момент.

-6

Напутствие родителям

Если ваш родитель часто применял методы разделения, важнее всего понимать, что контрастное поведение будет и у вас. А контрастное поведение – это незрелая эмоциональный интеллект, который остановился на уровне 5-летнего возраста. Тут речь не про когнитивные способности, а именно про слишком чрезмерное эмоционирование по поводу и без.

Глупо требовать от подростка адекватного поведения и реакции, если ваши реакции были неадекватными. Но смысл в том, что дозревать эмоционально взрослому можно в любом возрасте. А значит, и трансформировать поведение можно. Грубо говоря, до мудрости можно и нужно дорасти. И путь лежит через эмоциональное созревание.

Автор - мама-блогер, автор канала "Мой маминг".

А вы замечали, что используете разделяющую дисциплину? Намеренно или случайно?