Найти в Дзене
Боевая техника мира.

С мотором в багажнике. ВНИИТЭ ПТ Долматовского.

В 1962 году в СССР создали институт Технической Эстетики.
ВНИИТЭ.
Занимавшийся совершенствованием внешнего вида техники и бытовых приборов. От стула до автомобилей. И с 64 года здесь выпускали великолепный бюллетень "Техническая эстетика".
Один разворот из первого номера этого журнала внизу. Немудрено что человек, делавший одни из красивейших советских автомобилей, стал работать в этом институте.
И плоды этой работы практически сразу дали о себе знать.
Так удачно сложилось, что в 1962 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании специализированного таксомотора.
Видимо кто-то из министерских жён, попортил высокую причёску в такси "Волга". В результате чего министр получил от "боевой подруги" страшный разнос и был вынужден принять меры. Такси инженера Пьера Швоба.
Целый месяц копал интернет в поисках этой машины. и хоть бы х...что.
И вот за день до публикации, когда искал совсем другую машину.
Нате вам здрасьте!!
3 мая 1945 года, когда в Германии ещё шли бои, в Париже состо

В 1962 году в СССР создали институт Технической Эстетики.
ВНИИТЭ.
Занимавшийся совершенствованием внешнего вида техники и бытовых приборов. От стула до автомобилей. И с 64 года здесь выпускали великолепный бюллетень "Техническая эстетика".
Один разворот из первого номера этого журнала внизу.

Немудрено что человек, делавший одни из красивейших советских автомобилей, стал работать в этом институте.
И плоды этой работы практически сразу дали о себе знать.
Так удачно сложилось, что в 1962 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании специализированного таксомотора.
Видимо кто-то из министерских жён, попортил высокую причёску в такси "Волга". В результате чего министр получил от "боевой подруги" страшный разнос и был вынужден принять меры.

-2

Такси инженера Пьера Швоба.
Целый месяц копал интернет в поисках этой машины. и хоть бы х...что.
И вот за день до публикации, когда искал совсем другую машину.
Нате вам здрасьте!!
3 мая 1945 года, когда в Германии ещё шли бои, в Париже состоялся конкурс городских такси, над которыми энтузиасты тайно работали в военное время. За время оккупации, легковой парк страны понёс серьёзные потери, дело дошло даже до производства 1-2х местных электромобилей и велорикш, а в первые послевоенные годы, начался выпуск большого количества мотоколясок. И вот на этом печальном фоне предполагался большой спрос на услуги такси.
Там были представлены машины, выполненные по редкой в те годы вагонной компоновке с продвинутым вперед двигателем - у одной модели двигатель располагался под полом в кабине водителя, почти круговой обзорностью, распашными или сдвижными дверями пассажирских салонов.
Именно показанное такси я видел в статье Долматовского за 56 год, но там оно называлось "такси Рено 1948 года". Выступающий ящик между задними колёсами, представлял собой багажный короб где пряталось ещё и запасное колесо.
Машина которая вывела меня на это такси, ниже по тексту - Peugeot 204 Taxi H4 Heuliez.

-3

Austin London Taxicab.
Впрочем создание узкоспециализированных автомобилей такси в 50-60-х, было довольно распространённым явлением.
В 58 году в Англии началось производство авто-такси, ставшего мировым символом Лондона. Просторный салон для пассажиров с высокой крышей, перегородка между водителем и пассажирами, багажное отделение рядом с водителем. Выносливый двигатель и мягкая городская подвеска.
Впрочем машина появилась не на пустом месте. До её появления машины для такси производили другие британские компании. И показанный Остин стал венцом эволюции послевоенных Лондонских такси.

-4

Checker-Marathon A8 Taxi cab 1961.

Аналогичная ситуация была и в США, где компания Checker Motors Corporation, для работы в службе такси, производила свои собственные автомобили. С увеличенной прочностью кузова и рамы, с перегородкой, с просторным салоном и неубиваемыми моторами. В разные годы их объем колебался от 3,7 до 5,7 л! Так, двигатель объемом 3,7 л развивал мощность 122 л.с.
Марфон на фото - так сказать венец творения такси Чеккер производившихся с 30-х годов.

С мотором в багажнике. Дыня? Тыква? Или всё таки "Селена"? Дизайнерский поиск.
Боевая техника мира.3 февраля

Пытались сделать спец.автомобиль для такси и во Франции, например Рено-600\900 вагонной компоновки. Но в итоге от идеи отказались.

-5

Но как-бы то ни было, в период 63-65 годов, Долматовский с коллегами создали буквально автомобиль-такси будущего.
ВНИИТЭ ПТ (Перспективное Такси).
Правда будущего фантастического. В реальном мире такие таксомоторы так и не вышли на улицы городов.
Юрий Аронович остался верен своей любимой компоновке - вагонный бескапотный кузов с мотором за задней осью. Такая компоновка позволяла сделать просторный пассажирский салон с низким и плоским полом. Где пассажиры могли свободно перемещаться не спотыкаясь о тоннель карданного вала.

-6

Великолепную маневренность, важное свойство для городских улиц, обеспечивала короткая база автомобиля. Тот факт, что короткая база делала автомобиль неустойчивым на высоких скоростях, стал известен лишь во время опытной эксплуатации автомобиля. К сожалению, Долматовский и его коллеги были более теоретиками и дизайнерами, чем практиками и механиками. Поэтому в конструкции машины было очень много элементов, довольно спорных по исполнению.

-7

Например расположенный сзади 50 сильный мотор от "Москвича", разместили поперёк, сместив его влево, и соединили с задней осью Г-образной передачей на конических шестернях.
Впоследствии эта трансмиссия стала одним из поводов отказа от серийного производства. Почему будущие автостроители не хотели сделать нормальную передачу "по всем правилам" - загадка.
Достаточно спорным было размещение фар по центру передней облицовки за убирающимся номерным знаком. Решение безусловно красивое и где-то даже изящное. Но совершенно непрактичное и даже вредное.

-8

Не нашёл понимания у потенциальных производителей и электропривод двери для пассажиров. Которая открывалась с места водителя. Кустарно сделанный на экспериментальной машине, он часто отказывал.
А доводкой привода, заниматься никто не желал.
Сиденье водителя отгораживалось от пассажиров прозрачной перегородкой с окошком для оплаты и общения. Достаточно разумное решение даже для современных такси.

-9

Тем не менее, несмотря на технические недостатки, машина получилась красивая, с почти воздушным остеклением. Неограниченный обзор на 360 градусов ещё был новинкой в автомобилях тех лет.
Безусловно, широкая стойка крыши за левым плечом водителя перекрывала небольшой сектор. но чтобы понять насколько это мешало, нужно самому сесть на место водителя. К сожалению эта опция ныне недоступна.
Машина стала музейным экспонатом и посидеть в ней могут только сотрудники музея.
ВНИИТЭ ПТ около месяца отработала в одном из московских таксопарков.
Надо полагать проблемная электродверь, среди прочих недостатков, сказала свое веское нецензурное слово.

-10

Юрий Долматовский в книге «Беседы об автомобиле» пишет:

Тут сыграли роль многие обстоятельства. И давний спор сторонников специального такси со сторонниками применения на этой службе обычных автомобилей (так оно как будто проще, да и кое-кому хочется выглядеть в такси едущим на персональном автомобиле). И необходимость сооружения нового завода. И отсутствие достаточно убедительных зарубежных примеров (несть пророка в своем отечестве!). И сомнения насчет безопасности специального такси.

Про "безопасность", причина отказа настолько надуманная и даже можно сказать смешная, что выглядит откровенно глупо. По стране уже "бегали" тысячи автомобилей УАЗ и РАФ, где водитель сидел буквально впереди машины, но почему-то никого это не беспокоило, и только с ПТакси Долматовского возникли "непреодолимые проблеммы".

-11

Peugeot 204 Taxi H4 Heuliez был представлен на парижском автосалоне в 1972 году. Машина получила специфический внешний облик, рубленные формы в стиле начала 70-х делали внешний вид машина экстра современным и запоминающимся.
Но не более.
Но главное – салон. Он был разделен на две зоны, причем пассажирская предназначалась для четырех человек. Вишенкой на торте являлась панорамная крыша. Двигатель впереди, привод на передние колеса. Поэтому пассажирский салон имел низкий и плоский пол. Весьма удобный для клиентов.
По всей видимости эта разработка стала вдохновением для Matra P18 1978 года, которая в 80-х стала Renault Espace.

-12

Развитием идеи Ю.А Долматовского можно считать маленький австрийский автобус разработанный в 1972 году и серийно производившийся с 74 года. Немного увеличенных размеров, но на короткой базе, с очень высокой крышей, одной широченной дверью, и водителем в отдельной будке-отсеке.
С той лишь разницей что двигатель располагался впереди. А водителя приподняли повыше над дорогой.
Так что прекрасно понимаю обиды Юрия Ароновича.

И на этом сегодня всё. Продолжение следует.

С мотором в багажнике. | Боевая техника мира. | Дзен
Очерки истории джипа. | Боевая техника мира. | Дзен
Два ФИАТА. | Боевая техника мира. | Дзен

Все изображения взяты из открытого интернет.

Спасибо за просмотры, лайки и подписки.