(бабушка).
Накануне великого праздника Пасхи - важнейшего христианского праздника, который символизирует победу жизни над смертью и отмечается с особой радостью и торжественностью, предлагаю вспомнить традиции сибиряков поддерживать одиноких и немощных.
Обратимся к "Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Г.А. Афанасьевой-Медведевой. Вспоминает Арина Дмитриевна Гуржей (1918 г.р.), проживающая в с. Заледеево Кежемского района Красноярского края:
"Старых-то не обходили, одиноких, помогали. До смерти содя́рживали. Где рыбку принесёшь, где чё, кто не мог ходить-то. Грибы принесёшь, давали. В избе помогали мыть, всё это так, помогали друг дружке... Вот я как бáвушка одна, ко мне придут, и дров натаскают и воды (с реки же таскали воду), и дров наколят, и в избе вымоют.
-- Чё, бавушка, ешшо?
Ну, чё?! Видят, чего нету, значит, принесут. Никто не заставлял. Кто в деревне живёт, знал, кто нуждался, тому и помогут. У кого семья больша, а если дети или больные, дак надо же помочь. Сёдня тебе принесли, она говорит:
-- Вчера мне эти принесли. Дай Бог здоровья.
И вот так вот. То воды натаскали. И приходили.
-- Мне уж убрали.
У старушек чистота была, дома у их убирали.
Если она чиста сама по себе была раньше, как было, и ей чистоту делали, чтоб она всё время в чистоте была.
А есть, что уже недвижима, по домам разбирали. Уж умереть, так чтоб видно было, как она. Домой приводили:
-- Ты, бавушка, поживёшь неделю у меня.
Чтобы к ей в дом не ходить. А то придёшь - она не живая. Дак ведь боялись же этого. Приведёшь домой, она поживёт у тебя сколь-нибыдь и умрёт. А если не умрёт, ну, вроде, ешшо встанет, но ей легче станет опеть:
-- Так я, может, домой пойду, роднá?
-- Ну, иди домой.
И такое, роднá, было. Жалость в людях была...
Или старик заболел. Мало ли?! Вот тоже так же старики:
-- Ты, пáря, пойдём, у нас поживёшь.
И другой:
-- Пойдём, поживём. Чё?! У меня дома-то хватит.
А раньше кроватей-то же, роднá, не было. Одна кровать токо была у стариков, и его на кровать положут. А все остальные на полу спали. Все на полу спали. Постелят там какие есть тряпки. А счас старикох брезгуют."
Источник: Г.А. Афанасьева-Медведева "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири", том 2, стр. 119-120.