В стране сохранилось еще немало необычных и нестандартных машин, причем серийных, построенных на Волжском или Горьковском автозаводах по заказу какой-нибудь государственной организации.
Один из таких «раритетов», ВАЗ-2105, точнее, ВАЗ-21059, предназначенный для советских правоохранительных органов и спецслужб, был выставлен владельцем на продажу несколько дней назад.
Волжские «Жигули» пятой модели были собраны в 1995 г, то есть, тридцать лет назад
По утверждению продавца эта машина предназначалась для использования в служебной деятельности сотрудниками КГБ. Хотя такими же ВАЗ-21059 комплектовались и ГАИ, и спецподразделения МВД. Это типичный вариант «догонялки», то есть, машины для быстрого и успешного преследования автомобилей.
Никаких данных о дополнительном оборудовании или особенностях конструкции не приводится, кроме одного: автомобиль оснащен нестандартным двигателем внутреннего сгорания.
Это роторно-поршневой двигатель ВАЗ-413, оригинальной разработки тольяттинских инженеров. Мощность мотора – целых 140 л.с., а это почти вдвое больше, чем у обычной «пятерки». В качестве трансмиссии используется пятиступенчатая механическая КПП.
Естественно, автомобиль был сделан так, чтобы по облику и оформлению салона никак не отличаться от обычных советских Жигулей. Как конкретно использовался данный автомобиль – неизвестно, сведений о капремонте или замене отдельных агрегатов продавец не приводит. Единственное, что известно – это то, что на одометре машины всего 2000 км.
И еще одно, качество сборки и подгонки деталей таких машин контролировалось не хуже продукции для нужд государства. Так что в том, что ВАЗ-2105 сохранилась до наших дней в прекрасном состоянии, нет ничего удивительного.
Что касается цены
Продавец просит за «спецмашину» 4 млн. руб. Это уровень среднего китайского кроссовера, с автоматической коробкой и полным приводом. Возможно, что ВАЗ-2105 с РПД заинтересует какого-то коллекционера, но при таком уровне цен шансов на удачную продажу машины не так много.
Количество выпущенных «Жигулей» с РПД в советское время по разным оценкам достигало до 200 авто в год. Сама модель ВАЗ-21059 была разработана и построена в 1986 г. Естественно, в свободной продаже таких спецмашин не было, даже в правоохранительных органах о них знали лишь единицы.
Внешне ВАЗ-21059 была точной копией обычной советской «пятерки». Сотрудники спецслужб могли остановить машину рядом с патрулем ГАИ и изображать случайного водителя, остановленного гаишником. Очень удобно, чтобы не привлекать внимание.
Машина с виду самая обычная, но если поднять капот, то моторный отсек покажется полупустым
Размеры мотора ВАЗ-413 почти вдвое меньше штатного двигателя. Мало того, вид роторно-поршневого двигателя обычно приводит в недоуменье зевак. Никто не верит, что такой небольшой агрегат способен выдавать до 140 л.с.
И еще одно, звук двигателя РПД полностью отличался от привычного «журчания» пятерочного мотора. Любой автолюбитель, заставший времена СССР, сразу обратил бы внимание. А в советские времена в машинах разбирались даже те, у кого никогда ее не было.
Кстати, для установки ВАЗ-413 в моторный отсек пришлось делать увеличенный картер для маховика сцепления. Это огромная штуковина, отлитая из алюминия, очень легко могла сломаться при случайных ударах, например, о камень на дороге.
И еще, обычную механическую коробку пришлось дооснащать первичным валом увеличенной длины. Иначе соединить трансмиссию с РПД было невозможно.
У ВАЗ-21059 было немало проблем с потреблением масла
Официально признанный уровень масложора мог доходить от 300 мл до 1 л на 100 км пробега. И масло это было не такое, как в обычном жигулевском моторе. Так что содержание ВАЗ-21059 влетало в копеечку владельцу.
Но других недостатков у РПД практически не было, если вовремя менять фильтры, то мотор работал без проблем. Да и ломаться в нем особо было нечему. Правда, ресурс ВАЗ-413 очень сильно зависел от качества обслуживания. В теории его должно было хватать на 120 тыс. км, в реальности получалось чуть меньше.
Что касается динамических качеств ВАЗ-21059, то машина, конечно, ездила быстрее обычной «пятерки». Но нужно учитывать, что все 140 «коней» на максимальных оборотах передаются на задний мост.
Чтобы нормально стартовать без пробуксовки, требовалось загрузить багажник чем-нибудь тяжелым. Но даже в таких условиях с водителем и одним пассажиром спецавтомобиль разгонялся до сотни за 10–11 секунд.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв