Автомобилестроительная компания JACиз Поднебесной никогда на родине самой крупной не было. Впрочем, если вынести её за масштабы Китая, то на фоне России, например, это очень большой бизнес.
Один только собственный капитал оценивается почти в 2,5 миллиарда долларов США. Правда, это цифры за 2021 год. Да и история солидная. Годом основания бренды считается 1964-й.
Да и модельный ряд не менее впечатляющий.JACпроизводит огромный ассортимент техники, начиная с погрузчиков для склада, продолжая легковушками и заканчивая автобусам или грузовиками.
Разумеется, есть и электромобили. А куда же без них, если ты китайская автомобильная компания в XXI веке?
К слову, первую пару десятилетий этого века JAC пытался развиваться только за счёт завоевания большей доли на внутреннем рынке. Нет, наверное, куда-то в Африку или Латинскую Америку они свою продукцию поставляли, но вот с грузовиками JACв РФ я впервые столкнулся где-то лет 6 назад, не более.
Может они раньше завозились, но в таких количествах, что растворялись на фоне других иномарок.
И сдаётся мне, в какой-то момент боссы марки поняли, что конкуренты внутри Китая у них очень сильные. К тому же, надо учитывать государственный фактор. Почти все крупные компании в КНР государственные или где-то 50 на 50.
JAC —это публичная компания с частным капиталом. По крайней мере, так сказано в открытых источниках. И государевы мужи Поднебесной в совет директоров пока так и не вошли.
Не посчитали актив достаточно интересным?
Так или иначе, JAC устремился на внешние рынки. И одним из самых перспективных для себя выбрал российский рынок. Не замечали этого? А давайте посмотрим вместе.
Новые «Нивы» стоят с ржавчиной уже в автосалоне? Новый материал для читателей раздела Премиум
Насколько плотно JAC врос в российский авторынок и промышленность?
Начнём с того, что все модели возродившегося «Москвича» - это модели JAC. Точнее их дочерней марки Sehol, но сути не меняет.
К примеру, кроссовер Москвич 3 в девичестве назывался JAC JS4 или Sehol X40. Опять же, для нас большой разницы нет. JAC стал первым и самым цепким, кто откликнулся на призыв российской стороны к сотрудничеству, когда французы ушли с бывшего завода АЗЛК в Москве.
Интересно, что уже спустя время генеральный директор КамАЗа признал, что выбор поставщика был не самый удачный. Автомобили JAC оказались плохо приспособлены для эксплуатации в России.
По мнению руководителя Камского автозавода. И ему можно верить, ведь КамАЗ является партнёром «Москвича».
Впрочем, это ведь далеко не единственный проект JAC в России.
Давайте ещё посмотрим на модельный ряд бренда Sollers. Это большая российская автомобилестроительная компания, которая сегодня владеет Ульяновским автомобильным заводом, а так же ЗМЗ, заводом во Владивостоке и Елабуге.
До массового исхода иностранных брендов из России Sollers работал с Mazda и Ford.
С кем начала активно работать компания после ухода иностранцев?
Правильно, с JAC. И даже в разы плотнее, чем «Москвич». Потому что модельный ряд заметно больше. Есть лёгкие грузовики в стиле «Газели», микроавтобусы, пикапы.
Например, Sollers Atlant – это JAC Sunray. А в соседней Белоруссии он получил индекс МАЗ-3650 или МАЗ-281. Да, продвигаясь за пределы родина JAC стал активно заходить не только в РФ, но и её союзную республику.
Впрочем, так сделал не только он один.
А пикап Sollers ST6 – это JAC T6. И список можно продолжать.
Но самое главное, Sollers, имея довольно крупные производственные мощности, взялся за разработку своего автомобиля на базе одной из моделей JAC. В следующем году нам должны представить рамный внедорожник на шасси пикапа JAC T9.
Именно внедорожник, да ещё и семиместный. То есть, российские инженеры перекроят кузов и салон. Как минимум. Может быть, будут и другие конструктивные отличия от оригинала.
Поскольку собирать новинку будут на мощностях в Ульяновске, то её уже успели окрестить новым «Русским Прадо». Взамен того, который заморозили несколько лет назад.
Теперь «Москвич» и «Русский Прадо» под угрозой?
Если судить по последним новостям, то на родине дела у JAC идут не очень. По итогам только прошлого года компания получила убытки в 1,7 миллиарда юаней. Это около 235 миллионов долларов США.
Как так вышло? Во-первых, провалился в продажах совместный проект с Volkswagen. Во-вторых, руководство JAC решило, что им очень нужно выпустить китайский аналог «Майбаха».
В проект уже вложили почти 10 миллиардов юаней. Продажи машина должны стартовать летом. Окупиться ли она? Большой вопрос. Тем более, что «китайских Майбахов» от других марок в Китае хватает.
Если JAC не вытянет, то может дойти до банкротства. Как это уже случилось с некогда популярной в России маркой Lifan. Помните же такую?
Впрочем, китайский бизнес очень пластичен. Тот же разорившийся Lifan быстро подобрала компания Geely. Переименовала его в Livan и выпустила обратно на рынок. Примерно такая же история может повториться и с JAC. Почему нет?
Другое дело, что будут делать «Москвич» и Sollers, если JAC исчезнет в своём нынешнем виде? Скорее всего, они уже сами над этим думают. Ведь прямо завтра JAC разорятся не собирается, поэтому время поразмыслить ещё есть.
Что скажете, товарищи? Будете грустить, если мы снова потеряем «Москвич» и ещё раз не увидим «Русский Прадо»?
Поделиться мнением можно в комментариях под статьёй.
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.