Найти в Дзене
Автовод со стажем

5 легендарных автомобилей, внёсших наибольший вклад в Великую Победу в период с 1941 по 1945

Оглавление

Великое, как говорится, видится на расстоянии. Победы в 1945 году не было бы без буквально нескольких грузовиков – «рабочих лошадок», вытащивших на себе всю тяжесть перевозок, а это просто немыслимая по объему и уровню сложности работа.

Главный автомобиль, он же «Полуторка»

Делать ГАЗ-АА, а это официальное название грузовичка грузоподъемностью в полторы тонны, стали сразу после запуска Горьковского автозавода.

Сначала это был лицензионный Ford AA, а в 1933 г грузовик собирали полностью из деталей советского производства. Окончательно доработали, поставили новый мотор, усилили и усовершенствовали в 1938 г.

Никто не мог предвидеть, какие будут действия в период с 1941 по 1945 гг., но с конструкцией машины угадали. Очень простая, надежная, способная работать на любом бензине, «Полуторка» могла проехать там, где и пешком пройти было сложно. Одна лишь «Дорога Жизни» по Ладоге чего стоит.

Из металла делали лишь раму, трансмиссию, мосты и двигатель, все остальное – деревянное. Тормоза только задние, довольно легкая, чтобы не утонуть на плохой дороге. Всего было выпущено 985 тыс. машин.

На «Полуторке» возили все – от боеприпасов, личного состава и продовольствия до буксировки пушек и специальной техники. Самое популярное – счетверенная зенитная установка.

Возможно, что вклад «Полуторки» в Победу - один из самых больших из всех используемых в то время автомобилей.

«Захар» и ЗИС-6

Легендарный «Захар», или ЗИС-5 часто путают с «Полуторкой», уж слишком они похожи внешне. Хотя по конструкции это была гораздо более совершенная и более надежная машина.

Двигатель – бензиновый V6, рабочим объемом 5,5 л, казался очень надежным, работал на всем, что горит. Деревянная кабина, тормоза только на заднем мосту, более надежная, чем у ГАЗ-АА подвеска.

Но главное - ЗИС-5 свободно поднимал целых 3 тонны груза, причем при полной загрузке пролезал через любые болота.

-2

У ЗИС-5 был один крупный недостаток, который часто превращался в преимущество. Раму делали клепанной из довольно слабого профиля. В результате под нагрузкой на ямах и ухабах раму довольно сильно ломало, клепанные соединения хоть и с люфтом, но держали.

«Захар» извивался «ужом», но карабкался по дороге. Гнущаяся рама препятствовала вывешиванию колес, а значит, ЗИС-5 не терял сцепления колес с дорогой.

-3

На базе ЗИС-5 сделали трехмостовый ЗИС-6, который сейчас больше ассоциируется с легендарной «Катюшей». Машина могла поднять до 4 тонн груза и использовалась преимущественно в качестве платформы для системы залпового огня.

Еще трехмостовый ЗИС-6 очень пригодился, когда темпы наступления значительно выросли. Подвоз боеприпасов, как по асфальту, так и по грунтовке – это все ложилось на плечи ЗИС-6. Так что обеспечение логистики и снабжения переднего края по всем фронтам в период наступления — это заслуга ЗИС-6.

Студер

Американский Studebaker US6 поставлялся в СССР в тот период по договору ленд-лиза. Очень большой, мощный грузовик с тремя ведущими мостами был способен перевозить по нормальной дороге (в том числе грунтовке) до 5 тонн груза. Причем быстро и без задержек.

-4

Всего в СССР было поставлено больше 114 тыс. машин. На Студеры устанавливали зенитные орудия, установки залпового огня, различные станции и просто возили огромные объемы топлива, боеприпасов, буксировки артиллерии и, конечно, же это была основная машина для перевозки личного состава.

В целом, машина оказалась очень надежной и выносливой, но весьма требовательной к качеству бензина. Поэтому Студеры доверяли лишь самым подготовленным бойцам.

ГАЗ-64

«Козлик», как ласково звали ГАЗ-64, равно как и американский Виллис, были машинами переднего края. Часто можно встретить мнение, что машину использовали лишь для нужд командования, но это было далеко не так.

-5

На ГАЗ-64 таскали боеприпасы на передний край, буксировали сорокапятки и пушки ЗИС-2, минометы, любое вооружение, и, конечно, же подвозили воду и продовольствие.

Виллисы чаще применялись как разъездные, разведывательные и командные машины, на них устанавливали радиостанции, тяжелые пулеметы и даже станции звуковой разведки.

Позже на базе ГАЗ-64 сделали более мощный ГАЗ-67 и даже ГАЗ-69. Но 64-й все равно оставался в строю даже после 1945 г. Это был единственный советский «джип», влезавший в транспортный самолет Ли-2.

Естественно, в тот период использовалось огромное количество машин, и дело не ограничивалось тремя-пятью моделями. Общее число марок машин было больше двух с половиной десятков.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - ни гвоздя, ни жезла!