Найти в Дзене
История транспорта

До какого года работали вагоны типа «А» на Кировско-Фрунзенской линии московского метрополитена?

Тема статьи предложена одним из подписчиков канала в комментариях к другой статье.

Метровагоны «А» работали на Кировско-Фрунзенской линии с момента его открытия в мае 1935 года. Однако послевоенная история этих вагонов на КФЛ до сих пор описана не полностью или имеет неточности. Итак,

После Великой Отечественной войны, к маю 1945 года, в депо «Северное» работало 16 6-вагонных составов из вагонов «А». В город постепенно приходила мирная жизнь. Стали возвращаться эвакуированные жители, демобилизовались военнослужащие. Городу стало остро не хватать городского пассажирского транспорта, в том числе вагонов метрополитена.

Как было сказано в предыдущей статье, с 22 июня 1946 года на линии Сокольники – Парк культуры стали поступать в пассажирскую эксплуатацию вагоны берлинского метро, поступившие в Москву в счёт репараций и получившие в Советском Союзе индекс «В». В период с 1946 по 1953 гг. в депо «Северное» поступило в общей сложности 120 вагонов типа «В-2», «В-3» и «В-4». По состоянию на 1 января 1954 года в «Северном» были сосредоточены все 110 вагонов «А» (55 секций). В это время на линии работает 23 6-вагонных состава из вагонов «А» и «В». В это время на КФЛ встречались составы из вагонов «А» и «В» в пропорции примерно 1:1.

Так продолжалось до 1956 года, когда с 18 февраля в «Северное» стали поступать новые вагоны «Д». За 1956 год в ТЧ-1 поступило 44 таких вагона, №№801-806, 858-889, 891-896.

Начиная с 1956 года, вагоны метро типа «В» в депо «Северное» стали передаваться в резерв, а вагоны «А» – частично в депо «Измайлово».

По стоянию на 01.01.1957 г. в ТЧ-1 числились 96 вагонов типа «А», 120 вагонов «В» всех модификаций, из которых примерно 50 находились в резерве, и 44 новейших вагона типа «Д».

За 1957 год в ТЧ-1 поступило 69 новых вагонов «Д», №№897-965.

1 мая 1957 года введён в эксплуатацию участок «Парк культуры» – «Фрунзенская» – «Спортивная». Что потребовало увеличения числа составов на линии с 23 до 29.

В связи с поступлением с завода новых вагонов «Д», в ноябре 1957 года 44 вагона (22 секции) «А» отправлены в резерв управления.

Наличие вагонов «А» в электродепо «Северное» по годам:

- на 01.01.1958 г. – 90 шт. (44 из них в резерве).

- на 01.01.1959 г. – 81 шт. (44 из них в резерве).

12 января 1959 года открыт участок «Спортивная» – «Ленинские горы» – «Университет». Под это событие выведены из резерва управления вагоны «А».

Как вспоминали очевидцы, зрительно, в 1956 – 1959 гг. вагонов типа «А» на Кировско-Фрунзенской линии наблюдалось немного, а в 1959 году их вдруг стало значительно больше.

Состав из вагонов «А» (головной моторный вагон №25) на станции «Ленинские горы», 1959 г.
Состав из вагонов «А» (головной моторный вагон №25) на станции «Ленинские горы», 1959 г.
Состав из вагонов «А» на станции «Университет», 1959 г. Автор фото: А. Сергеев – Васильев
Состав из вагонов «А» на станции «Университет», 1959 г. Автор фото: А. Сергеев – Васильев

В период с 01.02.1959 по 30.12.1959 гг. в электродепо «Северное» поступило 84 новых вагона «Д», №№2030 – 2113, что позволило уже в III квартале 1959 года отправить вагоны «А» в резерв для дальнейшей модернизации в Ам и передачи их в электродепо «Измайлово».

Последние вагоны типа «А» Кировско-Фрунзенской линии перестали возить пассажиров к 31 декабря 1959 года. При этом на инвентаре ТЧ-1 «Северное» ещё числились вагоны «А», находящиеся в резерве и ожидавшие модернизации.

По состоянию на 1 января 1961 года в ТЧ-1 числилось 22 вагона «А», все, разумеется, в резерве, секции №№3, 5, 8, 14, 15, 21, 22, 25, 35, 48, 50. Последняя секция 48-1048 вагонов «А» покинула ТЧ-1 15 сентября 1962 года.

Предыдущие статьи на тему:

Спасибо за внимание.