Найти в Дзене
История транспорта

Вагоны Берлинского метрополитена на Горьковско-Замоскворецкой линии в Москве: неизвестные страницы истории

Предыдущие мои статьи про работу метровагонов типа «В» на Филёвской и Кировско-Фрунзенской линиях, вызвали интерес и просьбы продолжить описание судьбы этих вагонов и на Горьковско-Замоскворецкой линии московского метрополитена. Этой статьёй я заканчиваю цикл о работе «немцев» в московском метрополитене.

К сожалению, на сегодняшний день известно совсем мало фотографий работы берлинских вагонов на ГЗЛ. На одной немецкий вагон запечатлён в электродепо «Сокол» во время ремонта:

Метровагон типа «В» во время ремонта в депо «Сокол», 1949 г. Источник указан на фото
Метровагон типа «В» во время ремонта в депо «Сокол», 1949 г. Источник указан на фото

На втором фото, также в Соколе, виден только хвост вагона «В», ещё в жёлтой окраске берлинского метрополитена в процессе подготовки его к работе в московском метро. Вот он, слева, за вагоном «Г»:

Вагон типа «Г» №308, а слева от него – «хвост» вагона типа «В», 1947 г. Источник фото – transphoto.org
Вагон типа «Г» №308, а слева от него – «хвост» вагона типа «В», 1947 г. Источник фото – transphoto.org

Первый метровагон типа «В-1» №156 зачислен на баланс депо «Сокол» 15 августа 1947 года. Через год, 27 сентября 1948 года в Соколе «прописались» ещё 6 вагонов «В-1», №№1153, 1155, 1157, 1158, 1159 и 1161. Все эти вагоны были прицепными. 28 ноября 1948 года к ним добавился «В-1» №1154. Итого, по состоянию на 1 января 1949 года, в Соколе числилось 8 вагонов типа «В-1», все нерабочие. Отмечу, что к этому времени в другом депо, в депо «Северное», трудилось уже полтора десятка полноценных составов из вагонов «В» разных типов.

Вагоны «В-1» (берлинское наименование C-I) – были самыми старыми вагонами, выпущенными в 1926 – 1927 гг., с самым большим пробегом, часть из которых изначально была построена прицепными. Как было сказано в предыдущей статье, 30 августа 1947 года вышел приказ Министра путей сообщения №518Ц, которым, в частности, предписывалось переоборудовать силами вагоно-ремонтного завода (ВРМ, с 31.01.1952 г. – ЗРЭПС) 12 вагонов типа «В-1» №№151-162 с кабинами машиниста в моторные путём установки тяговых электродвигателей советского производства. Переоборудование началось ранней весной 1948 года. Переделанным таким образом вагонам присваивалось обозначение «В-4». Опыт оказался успешным, и в дальнейшем в «В-4» были переоборудованы все вагоны «В-1». Последний моторный вагон «В-1» поступил в Сокол 9 февраля 1949 года, и почти сразу началось их переоборудование. Первые три вагона «В-4» №№159, 160, 161 зачислены на баланс элетродепо 29 марта 1949 года. 15 мая 1949 года зачислен «В-4» №153.

Приказом Министра путей сообщения СССР от 17 июня 1949 года разрешалась пассажирская эксплуатация вагонов типа «В-4».

Первый полноценный пятивагонный состав «В-4» №№151+152+155+157+158 был сформирован в Соколе 21 июня 1949 года, и почти сразу вышел в пассажирскую эксплуатацию на участок «Сокол» - «Завод имени Сталина». Второй пятивагонный состав был сформирован в самом конце 1949 года после поступления в депо вагона №164. Вагоны №№159 и 161 определили как резервные.

Стоит уточнить, что при переделке из «В-1» в «В-4» моторные вагоны сохранили свою прежнюю нумерацию, а прицепные вагоны получили новую нумерацию. Это было связано с порядком присвоения инвентарных номеров вагонов метрополитена: одно-, двух-, и трёхзначные номера присваивались тогда моторным вагонам, а четырёхзначные, соответственно, прицепным вагонам. Поэтому, при переделке из прицепных в моторные, вагоны меняли свою нумерацию на трёхзначную. Так, применительно к подвижному составу депо «Сокол», 1151 стал 165, 1152 – 147, 1153 – 168, 1154 – 166, 1155 – 163, 1157 – 167, 1158 – 164, 1159 – 149, 1161 – 150.

Третий пятивагонный состав «В-4» 146+147+149+150+169 был сформирован в конце 1950 года. Кроме того, в депо поступили вагоны №№163, бывший прицепной 1155, и 168, бывший прицепной 1153, которые, по всей видимости, оставили резервными.

31 марта 1951 года в «Сокол» поступил «В-4» №148, бывший прицепной №1160, а через год, 13 апреля 1952 года поступил «В-4» №167, бывший прицепной №1157.

В 1953 году в ТЧ-2 поступают последние три вагона «В-4»: №154, 165 (ех-1151) и 166 (ех-1154).

Как видим, вагонов «В-4» в Соколе по сравнению с Северным, было совсем немного. При переформировании составов из пятивагонных в шестивагонные из 23 имеющихся в наличии вагонов, получалось всего три полноценных состава. При этом, на начало 1953 года в Соколе числилось 257 новейших вагонов типа «Г», которые продолжали поступать, и 40 вагонов довоенной постройки типа «А». Поэтому, совершенно естественно, что в 1953 году было принято решение передать все вагоны «В-4» из депо «Сокол» в депо «Северное», где их было гораздо больше, 97 штук. Что и было осуществлено: 10 ноября 1953 года 22 из 23 вагонов поменяли свою приписку. Последний вагон, №168 покинул «Сокол» 1 мая 1954 года.

Итак, «немцы» работали на Горьковско-Замоскворецкой линии четыре года, с 1949 по 1953 гг. Максимальное число составов – 4.

Предыдущие статьи на тему:

Спасибо за внимание!