Найти в Дзене
История транспорта

Вагоны Берлинского метрополитена на Филёвской линии в Москве: неизвестные страницы истории

Все интересующиеся историей московского метрополитена хорошо знают, что после Великой Отечественной войны в Москве работали немецкие вагоны, полученные из Берлина в качестве репараций. Об этом говорится в книгах В.А. Ракова, П.В. Пузанова и в других источниках. Поэтому я не буду останавливаться на общеизвестной информации, а расскажу то, чего ранее не было известно, и то, что современными источниками интерпретируется неверно. То, чего мы с ныне покойным Фёдором Яшиным в своё время нашли в архивах Московского метрополитена.

Итак,

Согласно архивных документов, в течение 1958 года электродепо «Измайлово» Московского метрополитена под накопление для новой, строящейся линии метро «Калининская» - «Фили», был передан 61 вагон типа В-2 (ex берлинские C-II). Передачи осуществлялись по датам:

Из депо «Северное»:

01.03.1958 г. – 10 вагонов, №№173, 182, 185, 188, 193, 195, 199, 203, 214, 219.

01.04.1958 г. – 6 вагонов, №№170, 174, 175, 209, 211, 218.

01.05.1958 г. – 5 вагонов, №№192, 215, 221, 228, 234.

01.06.1958 г. – 6 вагонов, №№171, 178, 187, 189, 194, 230.

01.07.1958 г. – 5 вагонов, №№ 181, 183, 200, 225, 226.

04.08.1958 г. – 9 вагонов, №№ 180, 184, 196, 201, 206, 207, 216, 217, 237.

04.09.1958 г. – 5 вагонов, №№191, 197, 204, 205, 213.

01.10.1958 г. – 4 вагона, №№177, 223, 229, 235.

01.11.1958 г. – 4 вагона, №№ 176, 179, 212, 222.

01.12.1958 г. – 4 вагона, №№227, 231, 232, 233.

Из депо Красная Пресня:

12.11.1958 г. – 3 вагона, №№220, 224, 236.

8 вагонов типа В-2, ранее работавших без электрооборудования прицепными безмоторными: №№172, 186, 190, 198, 202, 208, 210, 238, были списаны 26 мая 1958 года и на новую линию не попали, а их кузова были переданы тресту «Трансэлектромонтаж» Министерства транспортного строительства СССР для использования в качестве складов и бытовых помещений.

9 сентября 1958 года в Измайлово передали 24 вагона типа В-4, №№ 146-169, которые ещё с 1 октября 1957 года находились в резерве управления. Но, в конечном итоге, было принято решение вагоны В-4 в эксплуатацию не пускать. Таким образом, к моменту открытия Филёвской (до 1971 года Арбатско-Филёвской) линии московского метрополитена, на балансе ТЧ-3 для АФЛ числился 61 вагон типа В-2, которые сцепили в четырёхвагонные составы и приготовили к открытию.

Современные источники пишут, что «в 1956-1958 гг… …вагоны В-2 и В-4 были перекрашены в «советские» тона (тёмно-голубой низ и серо-зелёный верх)…»

В данной фразе содержится сразу несколько неточностей. Во-первых, что значит «советские» тона? Получается, что до этого существовали вагоны «несоветские»? Кто помнит Советский Союз, тот знает, что ничего несоветского на государственных предприятиях в принципе не могло быть.

Во-вторых, согласно приказа начальника Московского метрополитена №114 от 26 июня 1956 года, к этой дате все вагоны метро довоенного выпуска (а это не только берлинские В, но и отечественные А, Б, а также первый опытный состав из вагонов Г) были уже перекрашены из горчичных и коричневых тонов в новый, бирюзово-синий стандарт (эталоны цветов №№421 и 920).

Официальное открытие линии от станции «Калининская» (ныне «Александровский сад») до станции «Кутузовская» состоялось 7 ноября 1958 года, в канун 51-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В те времена было принято важные исторические события приурочивать к знаменательным государственным датам. Не стало исключением и открытие новой линии метрополитена.

Одни из первых четырёхвагонных составов В-2 на станции «Студенческая», 7 ноября 1958 г. Фото из журнала «Огонёк». Источник указан на фото
Одни из первых четырёхвагонных составов В-2 на станции «Студенческая», 7 ноября 1958 г. Фото из журнала «Огонёк». Источник указан на фото
Первый поезд с головным вагоном №206 на станции «Кутузовская», 7 ноября 1958 г. Фото ТАСС, источник – pastvu.com
Первый поезд с головным вагоном №206 на станции «Кутузовская», 7 ноября 1958 г. Фото ТАСС, источник – pastvu.com

Изначально планировалось открыть участок до станции «Фили», но перегон «Кутузовская» – «Фили» не успели построить в срок, отчего пуск станции «Фили» отложили: она была открыта ровно через год, 7 ноября 1959 года.

Поезд из вагонов типа В-2 на станции «Фили» в день её открытия 07.11.1959 г. Автор фото – Александр Бернштейн
Поезд из вагонов типа В-2 на станции «Фили» в день её открытия 07.11.1959 г. Автор фото – Александр Бернштейн

Составы только из вагонов В-2 проработали на Арбатско-Филёвской линии два года и четыре месяца. С 1 февраля 1961 года в депо «Измайлово» для Арбатско-Филёвской линии метро стали поступать новые вагоны типа Д №№2159-2164 и т.д. для пополнения подвижного состава перед открытием трёх новых станций – «Багратионовская», «Филёвский парк» и «Пионерская», официальное открытие которых состоялось 13 октября 1961 года, а также под накопление перед открытием нового электродепо «Фили». Новые вагоны утеплялись, оборудовались печами отопления пассажирских салонов и к апрелю 1961 года стали выводиться на линию вместе с вагонами В-2.

На целом ряде сайтов пишут о том, что последним депо базирования вагонов типа В-2 было элетродепо «Фили» Московского метрополитена. Тогда как согласно исторических документов ни один вагон В-2 не был приписан к ТЧ-9. Новое тогда депо, выделенное в самостоятельное предприятие приказом начальника московского метрополитена №226 от 3 ноября 1961 года и официально открывшееся 1 января 1962 года, с самого начала укомплектовывалось только новой техникой – вагонами типа Д, оборудованными для работы на открытых участках в депо «Измайлово» годом ранее. К моменту открытия электродепо «Фили» в него из ТЧ-3 передали 74 вагона Д, собранных в четырёхвагонные составы и ранее уже работавших на участке «Калининская» - «Пионерская». Это количество позволило полностью отказаться от обслуживания АФЛ вагонами устаревшего типа. Таким образом, декабрь 1961 года – последний месяц, когда на линии можно было ещё встретить одновременно поезда В-2 и Д. В дальнейшем берлинские вагоны были отставлены от эксплуатации. Уже 26 декабря 1961 года были списаны первые 8 немецких вагонов, №№ 170, 175, 230, 231, 232, 233, 236 и 237 и отправлены на ЗРЭПС на разделку. Оставшиеся были отправлены в резерв «на всякий случай», но более никогда на линии так и не вышли. 30 декабря 1962 года списаны ещё 10 «немцев», №№193, 199, 200, 201, 203, 207, 217, 224, 225, 229. 16 августа 1963 года 20 вагонов №№171, 180, 181, 182, 183, 184, 187, 188, 192, 204, 205, 206, 214, 216, 218, 219, 220, 221, 222, 226 были исключены из инвентаря и переданы Минстрою Украинской ССР для использования кузовов в качестве складов и бытовок на строительстве крупных объектов республики. Оставшиеся 23 вагона были списаны приказом от 19 сентября 1965 года, простояв в резерве три года.

Ниже – несколько фотографии работы немецких вагонов на Филёвской линии в период с 1958 по 1961 гг.

Станция метро «Студенческая», 1960 г. Автор фото Иван Шагин
Станция метро «Студенческая», 1960 г. Автор фото Иван Шагин
Панорама близ станции «Студенческая», в первые дни после открытия, ноябрь 1958 г.. Автор – Л. Великжанин. Источник указан на фото
Панорама близ станции «Студенческая», в первые дни после открытия, ноябрь 1958 г.. Автор – Л. Великжанин. Источник указан на фото
Открытие станции «Кутузовская», 07.11.1958 г. Авто фото Л.Великжанин, источник указан на фото.
Открытие станции «Кутузовская», 07.11.1958 г. Авто фото Л.Великжанин, источник указан на фото.
Поезд из вагонов типа В-2 в обороте станции «Фили», 1959 г. Авто фото – Александр Бернштейн
Поезд из вагонов типа В-2 в обороте станции «Фили», 1959 г. Авто фото – Александр Бернштейн
Станция «Студенческая», 30 апреля 1961 г. Автор фото – Зигурд Хинкельбах (Берлин)
Станция «Студенческая», 30 апреля 1961 г. Автор фото – Зигурд Хинкельбах (Берлин)
Станция «Фили», 30 апреля 1961 г. Обратите внимение, что в работе уже два вида поездов - В-2 и Д. Автор фото – Зигурд Хинкельбах (Берлин)
Станция «Фили», 30 апреля 1961 г. Обратите внимение, что в работе уже два вида поездов - В-2 и Д. Автор фото – Зигурд Хинкельбах (Берлин)
Оборот станции «Фили», 30 апреля 1961 г. Автор фото – Зигурд Хинкельбах (Берлин)
Оборот станции «Фили», 30 апреля 1961 г. Автор фото – Зигурд Хинкельбах (Берлин)

Предыдущая статья на тему:

Вагоны типа Г в Ленинградском метрополитене

Спасибо за внимание.