Все интересующиеся историей московского метрополитена хорошо знают, что после Великой Отечественной войны в Москве работали немецкие вагоны, полученные из Берлина в качестве репараций. Об этом говорится в книгах В.А. Ракова, П.В. Пузанова и в других источниках. Поэтому я не буду останавливаться на общеизвестной информации, а расскажу то, чего ранее не было известно, и то, что современными источниками интерпретируется неверно. То, чего мы с ныне покойным Фёдором Яшиным в своё время нашли в архивах Московского метрополитена.
Итак,
Согласно архивных документов, в течение 1958 года электродепо «Измайлово» Московского метрополитена под накопление для новой, строящейся линии метро «Калининская» - «Фили», был передан 61 вагон типа В-2 (ex берлинские C-II). Передачи осуществлялись по датам:
Из депо «Северное»:
01.03.1958 г. – 10 вагонов, №№173, 182, 185, 188, 193, 195, 199, 203, 214, 219.
01.04.1958 г. – 6 вагонов, №№170, 174, 175, 209, 211, 218.
01.05.1958 г. – 5 вагонов, №№192, 215, 221, 228, 234.
01.06.1958 г. – 6 вагонов, №№171, 178, 187, 189, 194, 230.
01.07.1958 г. – 5 вагонов, №№ 181, 183, 200, 225, 226.
04.08.1958 г. – 9 вагонов, №№ 180, 184, 196, 201, 206, 207, 216, 217, 237.
04.09.1958 г. – 5 вагонов, №№191, 197, 204, 205, 213.
01.10.1958 г. – 4 вагона, №№177, 223, 229, 235.
01.11.1958 г. – 4 вагона, №№ 176, 179, 212, 222.
01.12.1958 г. – 4 вагона, №№227, 231, 232, 233.
Из депо Красная Пресня:
12.11.1958 г. – 3 вагона, №№220, 224, 236.
8 вагонов типа В-2, ранее работавших без электрооборудования прицепными безмоторными: №№172, 186, 190, 198, 202, 208, 210, 238, были списаны 26 мая 1958 года и на новую линию не попали, а их кузова были переданы тресту «Трансэлектромонтаж» Министерства транспортного строительства СССР для использования в качестве складов и бытовых помещений.
9 сентября 1958 года в Измайлово передали 24 вагона типа В-4, №№ 146-169, которые ещё с 1 октября 1957 года находились в резерве управления. Но, в конечном итоге, было принято решение вагоны В-4 в эксплуатацию не пускать. Таким образом, к моменту открытия Филёвской (до 1971 года Арбатско-Филёвской) линии московского метрополитена, на балансе ТЧ-3 для АФЛ числился 61 вагон типа В-2, которые сцепили в четырёхвагонные составы и приготовили к открытию.
Современные источники пишут, что «в 1956-1958 гг… …вагоны В-2 и В-4 были перекрашены в «советские» тона (тёмно-голубой низ и серо-зелёный верх)…»
В данной фразе содержится сразу несколько неточностей. Во-первых, что значит «советские» тона? Получается, что до этого существовали вагоны «несоветские»? Кто помнит Советский Союз, тот знает, что ничего несоветского на государственных предприятиях в принципе не могло быть.
Во-вторых, согласно приказа начальника Московского метрополитена №114 от 26 июня 1956 года, к этой дате все вагоны метро довоенного выпуска (а это не только берлинские В, но и отечественные А, Б, а также первый опытный состав из вагонов Г) были уже перекрашены из горчичных и коричневых тонов в новый, бирюзово-синий стандарт (эталоны цветов №№421 и 920).
Официальное открытие линии от станции «Калининская» (ныне «Александровский сад») до станции «Кутузовская» состоялось 7 ноября 1958 года, в канун 51-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В те времена было принято важные исторические события приурочивать к знаменательным государственным датам. Не стало исключением и открытие новой линии метрополитена.
Изначально планировалось открыть участок до станции «Фили», но перегон «Кутузовская» – «Фили» не успели построить в срок, отчего пуск станции «Фили» отложили: она была открыта ровно через год, 7 ноября 1959 года.
Составы только из вагонов В-2 проработали на Арбатско-Филёвской линии два года и четыре месяца. С 1 февраля 1961 года в депо «Измайлово» для Арбатско-Филёвской линии метро стали поступать новые вагоны типа Д №№2159-2164 и т.д. для пополнения подвижного состава перед открытием трёх новых станций – «Багратионовская», «Филёвский парк» и «Пионерская», официальное открытие которых состоялось 13 октября 1961 года, а также под накопление перед открытием нового электродепо «Фили». Новые вагоны утеплялись, оборудовались печами отопления пассажирских салонов и к апрелю 1961 года стали выводиться на линию вместе с вагонами В-2.
На целом ряде сайтов пишут о том, что последним депо базирования вагонов типа В-2 было элетродепо «Фили» Московского метрополитена. Тогда как согласно исторических документов ни один вагон В-2 не был приписан к ТЧ-9. Новое тогда депо, выделенное в самостоятельное предприятие приказом начальника московского метрополитена №226 от 3 ноября 1961 года и официально открывшееся 1 января 1962 года, с самого начала укомплектовывалось только новой техникой – вагонами типа Д, оборудованными для работы на открытых участках в депо «Измайлово» годом ранее. К моменту открытия электродепо «Фили» в него из ТЧ-3 передали 74 вагона Д, собранных в четырёхвагонные составы и ранее уже работавших на участке «Калининская» - «Пионерская». Это количество позволило полностью отказаться от обслуживания АФЛ вагонами устаревшего типа. Таким образом, декабрь 1961 года – последний месяц, когда на линии можно было ещё встретить одновременно поезда В-2 и Д. В дальнейшем берлинские вагоны были отставлены от эксплуатации. Уже 26 декабря 1961 года были списаны первые 8 немецких вагонов, №№ 170, 175, 230, 231, 232, 233, 236 и 237 и отправлены на ЗРЭПС на разделку. Оставшиеся были отправлены в резерв «на всякий случай», но более никогда на линии так и не вышли. 30 декабря 1962 года списаны ещё 10 «немцев», №№193, 199, 200, 201, 203, 207, 217, 224, 225, 229. 16 августа 1963 года 20 вагонов №№171, 180, 181, 182, 183, 184, 187, 188, 192, 204, 205, 206, 214, 216, 218, 219, 220, 221, 222, 226 были исключены из инвентаря и переданы Минстрою Украинской ССР для использования кузовов в качестве складов и бытовок на строительстве крупных объектов республики. Оставшиеся 23 вагона были списаны приказом от 19 сентября 1965 года, простояв в резерве три года.
Ниже – несколько фотографии работы немецких вагонов на Филёвской линии в период с 1958 по 1961 гг.
Предыдущая статья на тему:
Вагоны типа Г в Ленинградском метрополитене
Спасибо за внимание.