Найти в Дзене
История транспорта

Вагоны Берлинского метрополитена на Кировско-Фрунзенской линии в Москве: неизвестные страницы истории

После публикации первой статьи про вагоны «В-2» на Филёвской линии, в комментариях вы, уважаемые читатели, попросили рассказать про работу этих вагонов на других линиях московского метрополитена. Как известно, репарационные вагоны работали также в электродепо «Северное» и «Сокол», обслуживая, соответственно, Кировско-Фрунзенскую и Горьковско-Замоскворецкую линии. Сегодня речь пойдёт о работе «немцев» на Кировско-Фрунзенской линии.

К сожалению, на сегодняшний день известна только одна фотография работы берлинских вагонов на КФЛ линии. Вот она:

Состав из вагонов В-2 на станции «Комсомольская», 1949 г. Автор фото: В.П. Гребнев
Состав из вагонов В-2 на станции «Комсомольская», 1949 г. Автор фото: В.П. Гребнев

Для сокращения объёма повествования, я не буду повторять широко известные факты из жизни берлинских вагонов в Москве, опубликованные в книгах В.А. Ракова и П.В. Пузанова, а также на метросайтах и тематических форумах. Остановлюсь лишь на том, что ранее не публиковалось.

Итак,

Приказом Министра путей сообщения №382Ц от 22 июня 1946 года на московском метрополитене разрешена пассажирская эксплуатация вагонов типа «В».

Первые берлинские вагоны поступали в Электродепо «Северное» московского метрополитена. Опытный шестивагонный состав из вагонов типа В-2 203-205-214-212-216-221 проходил обкатку без пассажиров, а 23 июня 1946 года поступил на работу с пассажирами.

Первые «В-2» на Кировско-Фрунзенской линии были окрашены в палево-горчичную гамму. Вот такую:

Окраска вагонов типа «В» в первые годы эксплуатации на Кировско-Фрунзенской линии метро. Реконструкция: Ангелина Черникова
Окраска вагонов типа «В» в первые годы эксплуатации на Кировско-Фрунзенской линии метро. Реконструкция: Ангелина Черникова

В течение 1946 года в депо «Северное» формировались шестивагонные составы только из вагонов типа В-2. 1 августа 1946 года был сформирован второй состав: 179-182-195-201-217-235, 1 сентября – третий: 175-177-188-196-200-209, 24 сентября – четвёртый: 185-204-219-227-231-234, 7 октября – пятый: 176-180-193-207-233-236. 1 декабря 1946 было сформировано два состава: 218-224-228-230-232-237 и 170-171-173-183-199-215.

Все семь составов «В-2» работали на линии Сокольники – Парк Культуры вместе с шестнадцатью шестивагонными составами советского производства типа «А», часть из которых в связи с поступлением вагонов «В-2» были переданы в электродепо «Сокол».

4 января 1947 года из поступавших в ЭД «Северное» модернизированных вагонов «В-2» сформирован восьмой шестивагонный состав: 184-187-191-198-220-229. Напомню уважаемым читателям, что по разного рода техническим причинам не все моторные вагоны берлинского метрополитена удалось восстановить как моторные. В первом составе 1947 года вагон 198 был без мотора, работал в качестве прицепного: 3М+1П+2М.

Вагоны, поступавшие в депо «Северное» после 1 февраля 1947 года, частично формировались в рабочие составы, а частично поступали в резерв Управления. 1 марта 1947 года сформирован девятый поезд: 192-197-208(безмоторный)-211-222-225. Вагоны «В-2», поступившие в марте 1947 (178, 194), апреле (213,223) и в мае (189) оставили в качестве резервных. То же самое было и с июньскими вагонами В-2 №№186, 202, 206, 210, из которых только один, №206 удалось восстановить как моторный.

В августе 1947 года в Северное стали поступать вагоны типа В-1 (154, 157, 158, 159, 160, 161) и В-3 (263). С вагонами В-1 сразу не заладилось: это были самые старые вагоны, выпущенные в 1926 – 1927 гг., с самым большим пробегом, часть из которых изначально была построена прицепными. Поэтому уже 30 августа 1947 года вышел приказ Министра путей сообщения №518Ц, которым, в частности, предписывалось переоборудовать силами вагоно-ремонтного завода (ВРМ, с 31.01.1952 г. – ЗРЭПС) 12 вагонов типа «В-1» №№151-162 с кабинами машиниста в моторные путём установки тяговых электродвигателей советского производства. Переоборудование началось ранней весной 1948 года. Переделанным таким образом вагонам присваивалось обозначение «В-4». К «В-4» мы ещё вернёмся в процессе нашего повествования. А пока депо «Северное» пополняется другими видами «Вэшек».

С 1 ноября 1947 года на инвентарь «Северного» зачисляются первые вагоны «В-3». Переделанные из берлинских вагонов типа C-III, это были, если можно так сказать, самые «свежие» вагоны, 1930 года постройки. Впрочем, 17 лет для вагона метро не срок. Как в те времена, так и теперь.

1 ноября и 1 декабря 1947 года в депо «Северное» зачислены на баланс 17 вагонов типа В-3, №№250, 252, 253, 254, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 266, 269, 271, 274 и 275, из которых собрали два шестивагонных состава (составность их я не знаю). Два из них, №№250 и 274 были восстановлены без ТЭД, и поэтому, логично предположить, что их раскидали по разным составам. Из вагонов «В-3», зачисленных на баланс 30 декабря 1947 года, составлен смешанный шестивагонный поезд «В-3» и «В-1» 255+1156+268+272+1160+276, который пустили в пассажирскую эксплуатацию с 28 января 1948 года.

Берлинские вагоны были старше отечественных «А», «Б» и «Г», к моменту начала эксплуатации в Москве имели пробег, исчисляемый сотнями тысяч километров. Простой в затопленных туннелях в Берлине сказалися на надёжности этих вагонов. Поэтому поломки «немцев» происходили гораздо чаще, чем у их советских собратьев. В том числе и по этой причине их модернизация и переоборудование производились вплоть до 1954 года. Нерабочие вагоны отправляли в резерв, а исправных вагонов катастрофически не хватало. Ситуацию немного улучшила передача 24 вагонов «В-4» из депо «Сокол», по приказу №193н от 10 ноября 1953 года. С этого момента на балансе ТЧ-1 числилось 120 вагонов типов «В-2», «В-3» и «В-4».

В январе 1955 года шестивагонные составы «В» на Кировско-Фрунзенской линии переформированы в семивагонные. Карт новых составов, я, увы, пока не знаю. Из 120 единиц «Вэшек» на линии работали порядка восьмидесяти единиц.

Так было до 1956 года, когда в электродепо «Северное» стали поступать новые вагоны отечественного производства типа «Д» (в 1956 году поступило 44 вагона, в 1957 году – ещё 70. Это позволило снять часть вагонов «В» с пассажирской эксплуатации и отставить их в резерв.

Приказом №37Н от 19 февраля 1957 года все 35 вагонов типа «В-3» переданы тресту «Трансэлектромонтаж», приказом №186Н от 7 октября 1957 года все 24 вагона типа «В-4» переданы в резерв под накопление для строящейся линии «Киевская» - «Фили». С этого момента на Кировско-Фрунзенской линии остались только 61 вагон типа «В-2», которые передаются в электродепо «Измайлово» для Филёвской линии в период с 3 марта по 4 декабря 1958 года.

Последний поезд «В-2» проследовал с пассажирами по Кировско-Фрунзенской линии в феврале 1958 года.

Предыдущая статья на тему:

Вагоны берлинского метрополитена на Филёвской линии в Москве

Спасибо за внимание.