Традиционно считается, что Библия - это строгий монотеистический текст, который постулирует, что существует только один бог - Яхве. Однако исследователи Библии не согласны с этим утверждением. Они отрицают строгий монотеизм Библии. Почему?
Библейский монотеизм Исаии
Верующие, считающие Библию своим священным текстом, ссылаются на Книгу пророка Исаии, чтобы доказать монотеистичность Библии:
Я — Господь, и другого нет; нет Бога кроме Меня. Я укреплю тебя, хотя ты Меня и не знаешь, чтобы от солнечного восхода и до места его заката знали, что нет никого, кроме Меня; Я — Господь, и другого нет. (Исаия 45:5-6)
Эти два стиха устанавливают строгое единобожие, согласно которому существует только один бог - Яхве, а остальных не существует.
Но ученых это слабо убеждает, потому Книга пророка Исаии является сравнительно поздним текстом, который датируют 6 веком до н.э. или позже.
Политеистические стихи Библии
Зато в более ранних текстах Библии есть множество примеров, когда автор не постулирует категорическое отрицание других богов. Для демонстрации приведу ряд стихов.
1. Библейский стих, где устанавливается величие еврейского народа над другими народами, потому что бог евреев ближе к собственному народу в сравнении с богами других народов:
Какой еще народ столь велик, что его боги были близки к нему так, как Господь, наш Бог, близок к нам, когда бы мы ни молились Ему? (Второзаконие 4:7)
2. Стих, где евреям предлагается служить другим богам:
Но если вы не желаете служить Господу, то выберите сегодня, кому вы будете служить: богам ли, которым служили за рекой ваши отцы, или богам аморреев, в земле которых вы живете; а я и дом мой будем служить Господу. (Иисус Навин 24:15)
3. Упоминание бога Хамоса (Кемоша), бога моавитян и дарителя земель:
Горе тебе, Моав! Сгинул ты, народ Кемоша! Сыновей своих беженцами он сделал, дочерей своих — пленницами Сигона, царя аморреев. (Числа 21:29)
Разве тебе не довольно владеть тем, что дал тебе твой бог Кемош? А мы будем владеть всем, что дал нам Господь, наш Бог. (Судьи 11:24)
Приведенные стихи демонстрируют политеистические взгляды древних евреев. Однако этот политеизм особенный. Он отличается от политеизма древних греков и соседних народов, которые окружали евреев. Данный политеизм - монолатрический, или генотеистический. Оба термина означают, что из всей плеяды богов евреи чтут лишь одного бога, которого считают своим, самым лучшим и самым сильным.
В Библии есть и другие стихи, которые указывают на политеистический характер верований древних евреев. Если вспомнить знаменитые Десять заповедей, то первая заповедь гласит, чтобы евреи не поклонялись другим богам, кроме Яхве:
Я — Господь, твой Бог, Который вывел тебя из Египта, земли рабства. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. (Исход 20:2-3, Второзаконие 5:6-7)
Обратите внимание на формулировку - она отличается от слов автора Книги пророка Исаии. Здесь не сказано, что других богов нет. Яхве лишь призывает верить и служить только ему.
В других стихах некоторые языческие боги именуются элохимами, прямо как бог Яхве.
Неоднозначное Второзаконие
Во Второзаконии есть более удивительный стих, косвенно указывающий на существование других богов. Ряд исследователей считают этот стих доказательством политеистических верований древних евреев:
Когда Всевышний (Элион) давал народам их наследие, когда Он разделил весь человеческий род, Он поставил пределы народов по числу сыновей Израиля. Ведь доля Господня — Его народ, Иаков — наследственный удел Его. (Второзаконие 32:8-9)
В этих двух стихах сказано, что некий Всевышний (Элион), разделяя человеческий род, дал народ Иакова богу Яхве. Смущение вызывает словосочетание "по числу сыновей Израиля". Исследователи утверждают, что это искажение первоначального текста, так как в Кумранских свитках и в Септуагинте написано иначе - "по числу сыновей Бога".
Предполагается, что у Второзакония был не один автор. Поздний автор видел, что отрывок 32:8 ставит под сомнение верховность бога Яхве, поэтому добавил стих, напоминающий слова из Книги пророка Исаии:
А когда ты посмотришь на небо и увидишь солнце, луну и звезды — все небесное многообразие, то не соблазняйся: не поклоняйся и не служи тому, что Господь (Яхве), твой Бог (Элохим), дал всем народам под небом. (Второзаконие 4:19)
Тебе было явлено это, чтобы ты знал, что Господь (Яхве) есть Бог (Элохим), и нет другого, кроме Него. (Второзаконие 4:35)
Таким образом, библейский монотеизм, скорее всего, возник не сразу, но эволюционировал постепенно из генотеизма как формы политеизма. По крайней мере на это указывает библейский текст, где немало отсылок к генотеистическим верованиям древних евреев. Впоследствии остальные боги объявлялись либо ложными, либо демонами, о чем есть соответствующие свидетельства в Библии.
🌟Подписаться на Дзен-Премиум (эксклюзивный контент, задать вопрос автору).
💰 Разовый донат.
📜 Статьи по теме: