Найти в Дзене

Откуда у евреев возникла вера в бога Яхве

Бог Яхве является главным богом Библии. Но ученые считают, что евреи позаимствовали культ Яхве у другого народа. Яхве изначально не принадлежал к левантийскому пантеону богов (Левант - земли Израиля, Сирии, Палестины и Ливана). Попытки найти культ Яхве в семитской эпиграфике оказались тщетными. Одной из научных формулировок, выдержавших испытание временем, является мадианитско-кенитская гипотеза. Ее предложил в 1872 году голландский историк религии Корнелис Петер Тиле, выдвинув идею, что иудаизм происходит из религии кенитов, близкого к евреям народа, жившего на северо-западе Аравии. В конце 19 века немецкий библеист Карл Будде разработал классическую формулировку этой гипотезы: "В своей классической форме гипотеза предполагает, что израильтяне познакомились с культом Яхве через Моисея". Гипотеза постулирует, что доизраильские корни яхвизма (раннего иудаизма) можно проследить до племен, живущих в засушливом поясе к югу и юго-востоку от Палестины — Негеве, южной Трансиордании (древний Э

Бог Яхве является главным богом Библии. Но ученые считают, что евреи позаимствовали культ Яхве у другого народа. Яхве изначально не принадлежал к левантийскому пантеону богов (Левант - земли Израиля, Сирии, Палестины и Ливана). Попытки найти культ Яхве в семитской эпиграфике оказались тщетными.

Одной из научных формулировок, выдержавших испытание временем, является мадианитско-кенитская гипотеза. Ее предложил в 1872 году голландский историк религии Корнелис Петер Тиле, выдвинув идею, что иудаизм происходит из религии кенитов, близкого к евреям народа, жившего на северо-западе Аравии. В конце 19 века немецкий библеист Карл Будде разработал классическую формулировку этой гипотезы:

"В своей классической форме гипотеза предполагает, что израильтяне познакомились с культом Яхве через Моисея".

Гипотеза постулирует, что доизраильские корни яхвизма (раннего иудаизма) можно проследить до племен, живущих в засушливом поясе к югу и юго-востоку от Палестины — Негеве, южной Трансиордании (древний Эдом) и северном Хиджазе (древний Мидиан). Ученые, поддерживающие данную гипотезу, утверждают, что кочевые народы из регионов к югу от Палестины почитали Яхве еще до того, как еврейские кочевые племена приобщились к культу Яхве.

Библия о кенитах

В Ветхом Завете (Танахе) есть разрозненные упоминания о кенеях (или кенитах). О них говорится несколько раз в Пятикнижии, в Книгах Судей, Самуила и один раз в Хрониках (Паралипоменон). Тем не менее, именно они могут быть связаны с одним из самых важных событий в жизни израильского народа, а значит, и всей мировой культуры, так как христианство является порождением иудаизма.

Ряд библейских текстов повествует о пребывании Моисея в земле Мадиама (Мадиан, земля мадианитян) и его отношениях со своим тестем Иофором, священником мадиамским (Исход 2:16-22). Именно в пустыне мадиамской бог Яхве явился Моисею в "Хориве, горе Божьей", и там впервые было открыто божественное имя (Исход 3:1-6).

Иофор и Моисей
Иофор и Моисей

Хотя Иофор восславил Яхве и принес ему жертвы (Исход 18:10-12), в тексте ничего не сказано об Иофоре как священнике Яхве и Яхве как мадиамском боге. Вопрос усложняется тем, что Иофор в другом месте Библии идентифицируется как кенит (Суд 1:16; 4:11). Кениты - это уже другая южная группа, отличная от мадианитян.

В Книге Судей бог Яхве связан с местами к югу и юго-востоку от Палестины. В "Песне Деборы" говорится, что Яхве вышел из Сеира и прошел по земле Эдома (Суд 5:4). Сеир и Эдом фигурируют в этом и в других библейских стихах как географически близкие регионы. Благословение Моисея аналогичным образом повторяет, что Яхве пришел с Синая, взошел на горизонте в Сеире, сияя на горе Фаран (Втор 33:2). В пророческих книгах представлены аналогичные образы, ссылающиеся на южные районы Темана и гору Фаран (Авв 3:3).

Карта с обозначением пустыни Фаран, Синая, Мадиама, Эдома и Сеира.
Карта с обозначением пустыни Фаран, Синая, Мадиама, Эдома и Сеира.

Археолог Хуан Мануэль Тебе пишет, что вознесение Яхве как бога Израиля может быть связано с царем Саулом, который сделал Яхве покровителем своего государства. Поддержка яхвизма зарождающимся государством, продолженная позже династией Давидов, объясняет быстрый рост южного культа и его раннюю эпиграфическую заметность на Стеле Меша.

С конца 8 до середины 6 века до н.э. принятие иностранных культовых практик шло параллельно с возникновением южно-арабской торговли, которая связывала районы к западу и востоку от долины Арав. Также происходила иммиграция населения южной Трансиордании в Негев. Именно эти два фактора создали социально-исторический фон для смешения населения Иудеи и южной Трансиордании, а вместе с ним и двусторонний обмен исторической памятью, религиозными традициями и культовыми практиками.

Возможный идол Яхве.
Возможный идол Яхве.

Археологические свидетельства демонстрируют ускоряющийся процесс гибридизации общества Негева с конца 8 века до н.э., что дало иудейскому населению полный доступ к "эдомскому" фольклору южной Трансиордании. Вполне вероятно, что иудейские семьи и трансиорданцы начали смешиваться, обмениваясь идеями, фольклором, обрядами и божествами; в то же время иудейское население ментально приспособилось к поглощению новых соседей путем их включения в свои собственные родственные линии. Этот период совпал с наивысшим развитием государства в Иудее, с сопутствующим ростом полномасштабного административного и культового аппарата, и повышением уровня грамотности, особенно среди государственной и храмовой бюрократии.

Вероятно, именно на этом социально-историческом фоне были написаны предания о южном происхождении яхвизма, а также параллельные традиции, связывающие иудейские семьи с персонажами из южной Трансиордании (например, смешение историй об израильтянине Иакове и эдомитянине Исаве).

Только в период ранних контактов, с 10 до середины 8 века до н.э., на ранней стадии северной колонизации Негева, южные культовые практики стали известны и переняты населением центрального Ханаана. Общие археологические данные указывают на то, что это самый ранний период, в который происходили непрерывные контакты и двусторонние обмены культовых верований между пришельцами с севера и народами, живущими в Негеве. Именно в этот момент начинается передача южных верований израильтянам.

Источники: 1) Juan Manuel Tebes. The Archaeology of Cult of Ancient Israel’s Southern Neighbors and the Midianite-Kenite Hypothesis. 2021.

2) Marlene E. Mondriaan. Who were the Kenites? 2011.