Найти в Дзене

Режиссура. Событийный анализ. Часть 2.

Исходное событие.

И вот теперь попробуем разобраться и понять степень сходства, и различия подходов в теоретическом и режиссерском разборах драматического произведения.

В теории драмы существует такое понятие, как исходная ситуация, то есть те события, что происходят до начала пьесы. В кино, это экспозиция, то есть то, что предшествует завязке. В режиссуре мы привыкли называть данную вводную ситуацию, как Исходное событие. И вот здесь надо обратить особое внимание на то, что данное событие уже произошло до начала пьесы. Именно в нем возникло противоречие (по теории драмы коллизия), которое заставляет персонажей действовать. То есть оно вынесено за пределы пьесы, оно уже случилось и стало, как данность, Исходным обстоятельством.

Исходное событие. Наиболее важной и характерной чертой большого события в пьесе является фактор причастности к нему всех героев произведения. И здесь следует, наверное, обратить свое внимание на тот немаловажный факт, что достаточно часто в начале пьесы участвуют вовсе не главные персонажи. Это в свою очередь может запутать неопытного режиссера в поиске исходного события. Впрочем, от точности определения исходного события зависит, как образное решение спектакля, так и будущая его атмосфера. Поэтому, давайте посмотрим на те факты, на которых следует сконцентрировать более пристальное внимание при определении исходного события. Чаще всего исходными событиями произведения являются природные или стихийные катаклизмы. (Метель, буря, ураган и пр.)

В теории драмы и кино исходные ситуации часто вырастают из внешнего или внутреннего конфликта, поэтому, наверное, их возможно делить по этому принципу.

Внешний конфликт — им может стать случайность или событие, которое произошло из-за сил природы и т.п.

Внутренний конфликт — когда у героя есть некая внутренняя потребность или герой в чём-то нуждается. Такие истории встречаются гораздо реже и, чаще всего, подобные истории построены на свойствах характера героя.

В кино классическим подходом считается, что завязка (в режиссуре это Основное событие) находится сразу после экспозиции. В теории драмы не всегда так. Особенно в классических произведениях. Там есть несколько перипетий, прежде чем может возникнуть новая коллизия. Так же, режиссерам следует обратить внимание на следующий факт, особенно это касается второго принципа (внутренний конфликт), что об Исходном событии может быть упомянуто, только во второй или третьей перипетии (читай 2-3 сцена или картина). В современных пьесах где-то не так далеко от начала, но герои обязательно упомянут о случившемся событии.

Возьмем, как пример пьесу В.Набокова «Полюс», вчитываемся в начало.

Внутренность палатки. Четыре фигуры: капитан Скэт, по прозванию «Хозяин», и Флэминг полусидят, Кингсли и Джонсон спят. У всех четверых ноги в меховых мешках.

Флэминг: Двенадцать миль всего, – а надо ждать…

Какая буря!.. Рыщет, рвет…

Все пишешь, Хозяин?

Капитан Скэт: (перелистывая дневник)

Надо же…

Сегодня сорок

четыре дня, как с полюса обратно

идем мы, и сегодня пятый день,

как эта буря держит нас в палатке

без пищи…

Джонсон: (спросонья)

Ох…

Капитан Скэт: Проснулся? Как себя ты чувствуешь?

Джонсон: Да ничего… Занятно…

Я словно на две части разделен:

одна – я сам – сильна, ясна;

другая – цинга – все хочет спать…

Такая соня…

В данном случае буря, о которой говорят герои произведения, заперла их в палатке и является тем исходным событием, которое ведет к неминуемой смерти данных персонажей. Другой вопрос, кто и как будет вести себя в данных обстоятельствах. Заметьте, именно в обстоятельствах, ибо буря, это факт уже случившегося события. А вот столь долгое ее продолжение, это уже обстоятельство, диктующее условия бытия героев.

Однако в данном произведении буря уже является только констатацией факта, ибо все герои произведения находятся в одном месте и проверить относится ли исходный факт (событие) к другим героям произведения нет возможности.

Отрывок из фильма "Красная палатка"

Хорошо обратимся к другому произведению. Допустим, рассказ А.Чехова «Ведьма».

Время шло к ночи. Дьячок Савелий Гыкин лежал у себя в церковной сторожке на громадной постели и не спал, хотя всегда имел обыкновение засыпать в одно время с курами. Из одного края засаленного, сшитого из разноцветных ситцевых лоскутьев одеяла глядели его рыжие жесткие волосы, из-под другого торчали большие, давно не мытые ноги. Он слушал…

И чем же занят дьяк? Какое такое событие его взволновало, что он даже изменяет своему обыкновению спать. Далее автор описывает происходящую за окном снежную метель. Для него эта метель событие огромной важности, так как в описание происходящего за окном Чехов вкладывает все то, что в данный момент творится у Савелия Гыкина в душе.

Здесь, пожалуй, будет уместным вспомнить, как растолковывает В.И.Даль в своем словаре такое понятие как событие:

Событие – событность кого с кем, чего с чем. Пребывание вместе и в одно время.

Событность, в данном случае подразумевает под собой совместное бытие. То есть совместное проживание здесь и сейчас, и на одной территории.

А вот что по этому поводу пишет Малочевская И.Б. в своей работе «Режиссерская школа Товстоногова».

Только сценическая жизнь всегда протекает в условиях обострения предлагаемых обстоятельств, поэтому в пьесе со-бытие, общее, совместное бытие людей конфликтно – таков закон драмы. Любое событие – это конфликт, то есть конфликтный действенный факт (как называл его Станиславский). Действие – это борьба. Очень важно, что событие – действенный, конфликтный факт, происходящий «здесь, сейчас, на моих глазах», то есть события реально происходят в пьесе, и не за ее пределами.

Так что же все-таки происходит с нашим героем Гыкиным, что за конфликт зреет у него внутри? И не кажется ли вам, что именно в этот момент зритель визуально наблюдает реальное, живое воплощение события на сцене. То есть процесс переживаний Гыкина, по поводу странной, необычной метели, с его точки зрения, конечно, это и есть тот самый действенный факт – событие. То есть, оценочный момент, где свершается переход из одного события в другое.

И А.Чехов подтверждает это наше наблюдение следующими за описанием метели строками:

Гыкин прислушивался к этой музыке и хмурился. Дело в том, что он знал, или, по крайней мере, догадывался, к чему клонилась вся эта возня за окном, и чьих рук было это дело.

– Я зна-аю! – бормотал он, грозя кому-то под одеялом пальцем, – Я все знаю!

Кадр из фильма А.Абрамова "Ведьма". Гыкин - Эраст Гарин, Ведьма - Алла Ларионова.
Кадр из фильма А.Абрамова "Ведьма". Гыкин - Эраст Гарин, Ведьма - Алла Ларионова.

Из статьи «Событие», мы знаем, что оценка, это процесс перехода из одного события в другое. Выходит, что в данный момент мы реально наблюдаем, как персонаж перестраивается из события в событие. То есть происходит смена событий. Так что же за событие умирает на наших глазах? Ведь рассказ только что начался, и вроде бы ничего действенного пока что не произошло. Так-то оно так, да не совсем. В этом начале рассказа мы видим отмирание исходного события произведения. И еще раз обратимся к Малочевской И.Б. и ее работе «Режиссерская школа Товстоногова».

Исходное событие – своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды – океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

Так что же за обстоятельство отражает в себе событие «метель»? А обстоятельство, это то, что Гыкин подозревает, что Раиса Ниловна ведьма. Его терзают муки сомнений, и мечется его душа в догадках, словно ветер за окном. И метель эта не простая, а наколдованная. Вот и хмурится он, и грозится, что все знает. Подтверждение этих слов можно найти и в дальнейшем тексте рассказа:

Гыкин: Нет, баба, хитрей вашего бабьего рода на свете и твари нет! Настоящего ума в вас – ни боже мой, меньше, чем у скворца, зато хитрости бесовской – у-у-у! – спаси, царица небесная! Вон, звонит почта! Метель еще только началась, а уж я все твои мысли знал! Наведьмачила, паучиха!

А является ли метель событием для Раисы Ниловны? Безусловно. Она ждет и надеется на то, что кто-нибудь заглянет на их огонек, ибо мука совместного бытия с дьячком совершенно невыносима. И так же, как и он, мучается она от тоски, и безрадостного прозябания в дикой глуши с окаянным дьячком. Вот и сидит, и смотрит с надеждой на окно, за которым бушует непогода, в ожидании чуда. А вдруг кто-нибудь заедет от стихии укрыться.

Так что же заставляет этих двоих мучаться? Какое такое обстоятельство удерживает их в этой глуши вдвоем? А.Чехов так же дает на это ответ устами Раисы Ниловны.

Почтальон: – А давно ли ты замужем? Раиса Ниловна: – С прощеного воскресенья четвертый год пошел. Тут прежде в дьячках мой папенька были, а потом, как пришло им время помирать, они, чтоб место за мной осталось, поехали в консисторию и попросили, чтобы мне какого-нибудь неженатого дьячка в женихи прислали. Я и вышла.

Вот из чего родилась среда обитания героев произведения – из брака по расчету. И Чехов акцентирует на этом внимание. Отсюда и мука совместного бытия.

Важнейший этап рождения режиссерского замысла – определение исходного предлагаемого обстоятельства, той среды, неизменной на протяжении всего развития пьесы (вобравшей в себя авторскую боль), которая «беременна» проблемой произведения. (Малочевская И.Б. «Режиссерская школа Товстоногова».)

Теперь подчиняясь законам, гласящим, что исходное событие должно быть таковым для всех героев произведения, проверим, является ли метель событием для почтальона с возницей. Метод исключения данного события из контекста рассказа подтверждает данное событие, как одно из наиглавнейших. Ибо не будь данного природного катаклизма, почта бы проехала мимо, и не занесло бы непрошенных гостей так далече, аж на Гуляевский бугор, в имение генерала Калиновского.

С другой стороны, так же характерным признаком исходного события будет намечающийся городской праздник или, допустим, какое-нибудь торжество. (Юбилей, свадьба, день рождения и пр.)

Могут быть и более размытые по своим характеристикам события, так называемые сезонные явления. (Дачный сезон, сезон дождей, сезон бурь и пр.)

Как мы видим, все эти события являются атмосферными, то есть они оказывают влияние на будущую атмосферу спектакля. Значит, получается, что точное нахождение исходного события в пьесе оказывает влияние и на образное решение постановки. Однако не следует забывать и о том, что исходное событие лежит за пределами пьесы. То есть о нем упоминается в начальном тексте, но оно уже случилось за его пределами. Хотя часто первая сцена пьесы есть визуальное завершение исходного события. Или скажем так, увиденный публикой («подсмотренный») из зрительного зала шлейф исходного события, постепенно и плавно переходящий в ведущее предлагаемое обстоятельство персонажей, которое и диктует дальнейший ход сквозного действия произведения.

Вот этот-то «визуальный шлейф» и несет в себе эмоциональную нагрузку атмосферы и зачастую оказывает огромное влияние на образное решение всего спектакля.

С появлением данного Ведущего обстоятельства возникает конфликт.

И здесь следует напомнить, что выявление конфликта произведения такая же немаловажная деталь анализа произведения, как и поиск действенных фактов (событий).

Не менее существенно выявление главного конфликта: он носит всегда нравственный характер, представляет собою про­цесс рождения, становления или падения, деградации личности.

В своей работе «Режиссерская школа Товстоногова» утверждает И.Б.Малочевская.

Любое сценическое действие конфликтно, однако не следует забывать о том, что главный конфликт высекается из темы-проблемы всего произведения. Отсюда и рождается нравственный характер конфликта. Так же не следует искать тему будущей постановки в общих формулировках общей ничего не значащей направленности: о погоде, о природе, о недостатках и т. д.

Тема-проблема не привносится в произведение из области, лежащей вне его пределов. Она вычленяется из общего круга тем, которые заложены самим автором в данном произведении. Выбор темы режиссером зависит от актуальности данной темы и ее целесообразности на сегодняшнем этапе развития общества. Впрочем, при анализе произведения не следует забывать и о том, что все составные части анализа тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга, словно сообщающиеся сосуды.

Как мы видим начало теоретического разбора и режиссерского анализа произведения практически во всех своих позициях схожи. А что же происходит дальше?

-3

Ссылки появятся по мере публикаций:

Часть 1. https://dzen.ru/a/Z-4TJ1OA5An20Lk4

Часть 3. Основное событие. https://dzen.ru/a/Z_0ya8km9HYsKraT

Часть 4. Центральное событие. https://dzen.ru/a/aAdLG4HRDi8I68gU