Найти в Дзене
ПИН

Застой в Пулково: почему единственный аэропорт в Петербурге не развивается?

Оглавление

Международный терминал пустует, а внутренний заполнен до отказа. Почему расширение аэропорта Санкт-Петербурга — не прихоть, а необходимость, и как привлечь иностранные авиакомпании в северную столицу.

Проблема пустых залов

Представьте себе картину: огромный, светлый терминал международных вылетов Пулково, где эхом отдаются шаги немногочисленных пассажиров. Дорогостоящая инфраструктура простаивает, а буквально за стеной — в зоне внутренних рейсов — людское море бурлит, и в часы пик пассажиры стоят буквально на головах друг у друга. Абсурд? Нет, реальность петербургского аэропорта в 2025 году.

"Это как купить пятикомнатный особняк и жить только в кладовке!" — так можно охарактеризовать текущую ситуацию с распределением пассажиропотоков в главной воздушной гавани Северной столицы.

Цифры не врут: терминалу тесно

В 2024 году Пулково обслужил 20,9 миллионов пассажиров — рост всего на 3% по сравнению с предыдущим годом. Но за этой скромной цифрой скрывается важный дисбаланс: на внутренних линиях было обслужено 16,7 млн человек (даже меньше, чем в 2023), а на международных — лишь 4,2 млн, что хоть и на 20% больше, чем годом ранее, но все равно значительно меньше докризисных 7,5 млн в 2019 году.

В результате — парадоксальная ситуация: международный терминал зевает от скуки, а внутренний трещит по швам. И тут возникает вопрос: действительно ли нужна вторая очередь Пулково с заявленной стоимостью более 200 млрд рублей?

-2

Планы грандиозные, сроки туманные

"Строительство второй очереди откладывается" — такой новостью порадовали нас "Ведомости" в начале апреля. Хотя оператор аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) тут же парировал: нельзя отложить то, что еще не имеет четких сроков. Мол, 2025 год был лишь одним из вариантов начала работ, а не обязательством, высеченным в граните.

Реалистичные сроки начала строительства — 2026-2027 годы, и то при условии своевременного внесения изменений в Правила землепользования и застройки после уже утвержденных корректировок Генплана.

Проект разделен на три этапа:

- Фаза А: новая посадочная галерея и расширение перрона

- Фаза Б: расширение инфраструктуры для международных рейсов

- Фаза В: строительство нового терминала

После всех этих манипуляций пропускная способность аэропорта должна вырасти до невероятных 40 миллионов пассажиров в год! Представляете? Это почти двукратный рост!

Деньги, деньги, деньги...

"Я б в строители пошел, пусть меня научат!" — возможно, напевают акционеры ВВСС, глядя на смету расширения. А она впечатляет: более 200 миллиардов рублей. И это с учетом инфляции в разы больше, чем предполагалось изначально.

Прибыль ВВСС в 2024 году составила 9,7 млрд рублей — почти вдвое больше, чем годом ранее, но все равно капля в море по сравнению с необходимыми инвестициями. Компания только недавно расплатилась с кредитами на первую очередь (1,2 млрд евро) и погасила задолженность перед городом в размере 3,3 млрд рублей.

Общая выручка составила 27,3 млрд рублей, из которых львиная доля (22 млрд) — авиационная деятельность. Но тарифы контролирует ФАС, рост спроса не наблюдается... Откуда взять деньги? Губернатор Александр Беглов утверждает, что проект будет финансироваться полностью за счет частных инвестиций через акционеров из группы ВТБ. Также рассматривается вариант с кредитом от ВЭБ по льготной ставке.

Терминал-трансформер: простое решение сложной проблемы

Директор ВВСС Леонид Сергеев предложил изящное решение — приспособить пустующие площади международного терминала для внутренних рейсов. Ведь технически это возможно, а пиковые нагрузки в разных направлениях не совпадают по сезонам.

Это позволило бы избежать масштабного строительства и, как следствие, повышения тарифов для авиакомпаний. Остановка за малым — согласовать изменение потоков и перемещение границы с пограничной службой ФСБ. Казалось бы, что может быть проще? Но воз и ныне там...

Один из вариантов развития
Один из вариантов развития

Новая угроза: ВСМ отнимет пассажиров

На горизонте маячит еще одна "опасность" — высокоскоростная магистраль между Петербургом и Москвой. После запуска ВСМ пассажиропоток Пулково может сократиться на 2 миллиона человек в год! Это серьезный удар по и без того не самым впечатляющим цифрам. Проблема только в том, что ВСМ нет и в ближайшие лет 25 не будет.

Международное спасение: привлекаем азиатских гигантов

Вместо того чтобы сетовать на судьбу и "экономическую турбулентность", Пулково следует активнее привлекать иностранные авиакомпании. Особенно азиатские!

Air China, Korean Air, Singapore Airlines, Cathay Pacific, Asiana, Thai Airways, Oman Air, Vietnam Airlines, Qatar Airways — все эти перевозчики могли бы существенно увеличить международный пассажиропоток и загрузить пустующие терминалы даже без европейских авиакомпаний.

Именно в этом направлении нужно работать! Не нойте о том, как все плохо — действуйте! Санкт-Петербург с его культурным наследием, белыми ночами и деловыми возможностями может быть крайне привлекательным для азиатских туристов и бизнесменов.

Почему расширение всё-таки необходимо

Несмотря на все сомнения, расширение Пулково — не прихоть, а необходимость. Аэропорт развивается в рамках государственно-частного партнерства, где заложены триггеры по пассажиропотоку, при достижении которых необходимо приступать к расширению. По внутреннему трафику этот порог уже превышен.

Более того, стратегическое значение Санкт-Петербурга как северо-западных ворот России требует современной и вместительной инфраструктуры. А при грамотной работе с международными перевозчиками пустующие сейчас залы международного терминала могут быстро наполниться пассажирами.

## Воздушные перспективы

Пулково стоит на перепутье. С одной стороны — ограниченные финансовые возможности и неопределенность с трафиком. С другой — необходимость развития стратегического объекта и обязательства в рамках ГЧП.

Однако будущее аэропорта во многом зависит от умения привлечь новых международных перевозчиков и разумно использовать имеющиеся ресурсы. И, возможно, концепция "терминала-трансформера" в сочетании с экспансией в азиатском направлении станет оптимальным решением, которое и деньги сэкономит, и удобство пассажирам обеспечит.

Главное — действовать, а не ждать у моря погоды. Иначе через несколько лет мы будем обсуждать те же проблемы, только с еще более грустными цифрами.

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!