Говорят, обещанного три года ждут. Но если речь идет о строительстве российской высокоскоростной магистрали (ВСМ), то ждать придется… ну, сколько уже ждем? Десять лет? Сто? Петербург снова накрыло волной громких заявлений, фанфар и обещаний о строительстве ВСМ до Москвы. В новостях бодро рапортуют: проект утвержден, работы стартовали, скоро будем долетать на поездах за два с половиной часа! Звучит, конечно, красиво, но… давайте разберемся, есть ли в этом хоть капля реальности.
ВСМ: новая надежда или вечная сказка?
Каждые несколько лет разговоры о ВСМ оживают с новой силой. И вот, в 2025-м этот вечный мираж снова замаячил на горизонте. Нам рассказывают, что уже идет подготовка инфраструктуры, рядом с Московским вокзалом появится новый терминал, а со временем поезда будут летать быстрее самолета.
Ну да, конечно. Как говорится, верю-верю.
Проект ВСМ уже не первый год пытаются протолкнуть в рамках госпрограмм и инвестиционных инициатив. Высказывались даже смелые даты запуска. Очередной «последний» дедлайн — 2028 год. Всего каких-то три с половиной года, и Петербург соединится с Москвой ультрасовременной магистралью.
Но чем больше вчитываешься в детали, тем отчетливее ощущается дежавю: будто всё это мы уже слышали. И не раз.
С чего обещают начать?
Если верить официальным заявлениям, работы уже активизировались. Причем не где-нибудь, а прямо в Петербурге. Говорят, что решение принято: пути ВСМ проложат параллельно основному ходу Октябрьской железной дороги. Заодно подготовят новую инфраструктуру.
Вот что обещают построить к 2028 году:
✅ Почти 70 км железнодорожных путей(шутка??).
✅ 2 новых моста.
✅ 8 железнодорожных путепроводов.
✅ 3 эстакады.
✅ 2 тоннеля.
✅ Цифровые системы управления движением.
✅ Шумозащитные экраны вдоль трассы.
И вот теперь представьте: мы говорим даже не про один мост или станцию метро, а про строительство полноценной железнодорожной системы длиной более 600 км. В стране, где даже ремонт дорог оборачивается эпопеями на десятилетия.
Почему всё застопорится?
Мы ведь не просто так скептики. Достаточно взглянуть на объективные причины, почему ВСМ в Петербурге — это больше фантастика, чем реальный проект:
📌 Деньги (куда без них?)
ВСМ — дело дорогое, очень дорогое. Судьба проекта зависит от миллиардов рублей, которые пока существуют только на бумаге. Финансирование с участием госбюджета и частных инвесторов — классическая схема, которая часто приводит к тому, что проект либо «просто откладывается», либо тихо умирает без лишнего шума.
📌 Болота и сложные геологические условия
Геология Северо-Запада России — не подарок строителям. Там, где требуется многолетняя подготовка почвы, ты просто не можешь взять и построить суперсовременные рельсы. Это вам не сухие степи Китая, где ВСМ растет как на дрожжах.
📌 Огромные бюрократические проволочки
ФАУ «Главгосэкспертиза России» должна утвердить проект, а потом еще десятки подпунктов согласований, разрешений, экологических экспертиз. А теперь вспомните, как долго принимаются даже куда менее амбициозные городские проекты.
📌 Исторические памятники как препятствие
Кокоревские склады. Фарфоровый пост. Архитектурные объекты, которые нельзя просто так снести, отодвинуть или проигнорировать. Это серьезный вызов проектировщикам, требующий дополнительных решений, на которые уйдут годы.
Что нас ждет на самом деле?
А теперь самое интересное. Как ни крути, ВСМ идеологически важна — она служит красивой картинкой, очередной головокружительной целью с дальним горизонтом. СМИ ещё долго будут рассказывать про подготовку, утверждение новых планов, перспективы быстрого сообщения с Москвой.
Но реально ли мы увидим петербургский участок ВСМ к 2028 году?
Скорее всего, нет. Вероятнее всего, не будет его и к 2050 году. На бумаге проект может жить, даже частично строиться… но в России такие проекты обычно растягиваются на десятилетие(а то и все 5) или вовсе остаются сказками.
Если отодвинуть розовые очки, становится ясно: строить ВСМ до Москвы в приемлемые сроки — как минимум утопия. Учитывая болота в Новгородской области, сложности с инженерией, бюрократические проволочки и вечную нехватку финансирования, можно смело сказать — даже если первые машины выйдут на маршрут, масштабного запуска в сроки точно не будет.
Так что, если вдруг в официальных новостях опять расскажут, как скоро мы будем долетать на электричке до Москвы за два часа — сделайте глубокий вдох, улыбнитесь и вспомните: обещанного ждут долго. Иногда — вечно. 😊
💬 Что думаете? Верите в запуск ВСМ к 2028 году? Или это очередная яркая, но пустая мечта? Пишите в комментариях! 🔥
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!