Каждый раз, планируя поездку из Москвы в Петербург или обратно, люди сталкиваются с одним и тем же вопросом: самолет или «Сапсан»? Казалось бы, оба варианта претендуют на звание оптимальных. Но после десятков поездок на скоростном поезде и бесчисленных перелетов мой выбор окончательно закрепился за авиацией. И вот почему.
1. Время: «Сапсан» — это иллюзия экономии
Главный аргумент сторонников поезда — «всего 4 часа». На деле это лукавство. Во-первых, даже самое "быстрое" официальное время в пути — 3 часа 50 минут(чаще всего 4.5) — соблюдается далеко не всегда. Задержки, технические проблемы, «пропуск грузовых составов» — реалии, знакомые каждому, кто регулярно ездит на «Сапсане». Но главное — эти 4 часа в поезде превращаются в 8–9 часов «дверь до двери», если вы не живете в пешей доступности от вокзалов.
Допустим, вы находитесь в спальном районе Москвы. Дорога до Ленинградского вокзала на такси или метро займет минимум 60-90 минут. Плюс рекомендация прибыть за 30–40 минут до отправления из-за досмотров и очередей (да, они есть, и порой длиннее, чем в аэропортах!). В Петербурге история повторяется: путь от Московского вокзала до дома — еще 40 минут точно. Итого: 4.5 часа в поезде + 3 часа на логистику. И это в лучшем случае.
Самолет же «упаковывает» перелет в 1 час 10 минут(LED-SVO), а общее время поездки редко превышает 4–5 часов даже с учетом трансфера. Из любого района Москвы до аэропорта можно добраться за 60–90 минут (особенно с учетом экспрессов из центра), а в Петербурге Пулково расположен в 20-40 минутах езды по КАД\ЗСД от любого района, кроме разве что Мурино. Добавим сюда 1,5 часа на регистрацию и досмотр — и все равно выигрыш налицо. И хватит еще с комфортом попить кофе с круассаном.
Комфорт: бизнес-класс «Сапсана» — деньги на ветер
Пару раз я брал бизнес-класс «Сапсана» когда не оставалось мест в эконом, надеясь на расслабленную поездку. Увы, реальность разочаровывает. Кресла, позиционируемые как «улучшенные», лишь ненамного удобнее эконома: минимум пространства для ног, жесткая спинка, узкие подлокотники. После двух часов сидения начинаешь мечтать о прогулке по вагону, но коридоры узкие, а толпы пассажиров с чемоданами превращают любое перемещение в квест.
С едой — еще хуже. Меню бизнес-класса напоминает столовскую «разогревку»: безвкусные горячие блюда, сэндвичи с сухим хлебом и миниатюрные десерты. За такие деньги (а доплата за бизнес достигает 100–150% от эконома) хочется хотя бы свежих продуктов, но вместо этого получаешь конвейерную еду, которая не меняется годами. Выбор без выбора.
3. Четыре с половиной часа в замкнутом пространстве vs. час в небе
«Сапсан» позиционируют как возможность продуктивно поработать в дороге. Но попробуйте открыть ноутбук за шаткими столиками, которые трясутся на стыках рельсов, или сосредоточиться под крики детей, разговоры по телефону и стук колес. Wi-Fi, который раньше был преимуществом поезда, сегодня работает непойми как.
Но главное — психологический аспект. Час в самолете пролетает незаметно: взлет, пару страниц книги, посадка. В «Сапсане» же каждая минута тянется мучительно. Окна, из которых открывается вид на серые пейзажи промзон разваливающихся деревень, быстро надоедают. Кино на планшете? Зарядка розеток в вагонах часто не работает, а батарея садится как назло в самый ответственный момент. Через два часа начинаешь смотреть на часы, через три — нелюбить всех вокруг.
4. Логистика: миф о «поезде без стресса»
Поклонники «Сапсана» любят повторять: «Не надо приезжать за два часа, как в аэропорт». Но это миф. Во-первых, досмотр на вокзалах никуда не делся: сумки просвечивают, пассажиров обыскивают, а очереди в час пик растягиваются на 20–30 минут. Театр безопасности примерно такой же. Если прийти за 5 минут до отправления, рискуешь опоздать — особенно если билет нужно распечатать в кассе.
Во-вторых, аэропорты сегодня гораздо удобнее вокзалов. Нет попрошаек, толп маргиналов и зазывал, а те же туалеты и кафе лучше, чище и в большем ассортименте.
Онлайн-регистрация, электронные посадочные — все это экономит время. Даже если вы приедете в Шереметьево или Пулково за час до вылета, успеете на рейс. Вокзалы же остаются хаотичными: гигантские залы, толпы встречных пассажиров, отсутствие четкой навигации.
5. Итог: «Сапсан» проигрывает по всем фронтам
Когда-то «Сапсан» был прорывом, но сегодня он безнадежно устарел. Это медленный, неудобный и дорогой способ путешествия для тех, кто боится летать или не умеет планировать время. Он имеет смысл в той же Германии, где его и придумали: DB ICE 3 носится со скоростью 300+ км/ч между теми же Мюнхеном и Франкфуртом, но не у нас. Если же вы цените комфорт — выбирайте самолет.
Да, у авиации есть свои риски: задержки из-за погоды, вероятность потерять багаж. Но даже они не перевешивают пытки пятичасовым сидением в тесном кресле с подносом холодной лапши.
P.S. А тем, кто говорит: «Но в поезде можно любоваться природой!» — отвечу: пролетая над облаками на высоте 10 000 метров, вы увидите куда более захватывающие пейзажи чем покосившиеся домики у обочины. Проверено.
А что выбираете вы? Поделитесь в комментариях!
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!