Найти в Дзене
Gectaro

3 главных секрета планирования в строительном бизнесе

Иногда бизнес, созданный второпях, «на коленке», взлетает, а тщательно обдуманный и запланированный — терпит крах. Почему так происходит?

Конечно, всегда есть элемент лотереи. Иногда просто не везёт, и с этим ничего не поделать. Но дело не только в везении, не во врожденном таланте бизнесмена или каком-то особом чутье, которое не всем дано.

Дело в том, что любому бизнесу, как идеальному преступлению, нужен четкий, надежный продуманный до мелочей план. Как его правильно выстроить и почему даже идеальный план может не сработать — разбираемся в этой статье.

Почему бизнес терпит крах

Росстат сообщает: за 9 месяцев 2024 года в РФ было зарегистрировано на 24,5% меньше новых строительных компаний, чем за такой же период прошлого года. А вот количество ликвидированных строительных бизнесов увеличилось по сравнению с 2023 на 11%.

Одна из главных причин, по которой бизнес терпит крах — неправильное планирование в компании (а в тяжелых случаях и вовсе его отсутствие). Вести бизнес без четкого плана — это как отправиться в поездку по незнакомой и опасной местности с глючным навигатором или совсем без него. Приключения обеспечены, а вот успех совсем не гарантирован.

Как сделать свою поездку не только захватывающей, но и прибыльной — разберем по шагам.

Шаг 1. «Пляшем» от финансов

Финансы — это первое, от чего нужно отталкиваться при разработке своего идеального плана. Финансовое планирование — это понимание, сколько, когда и каким образом ваша компания заработает. Это те самые точки назначения, которые нужно «вбить в навигатор». И сделать это, естественно, нужно до поездки, а не во время. Да, маршрут может измениться, но все запасные варианты тоже нужно продумать заранее, тщательно просчитав все риски.

Финансовый план показывает четкую картину: какую выручку нужно сделать в определенный период, сколько объектов для этого нужно взять и в какие сроки выполнить, как выстроить процессы, как спланировать расходы.

Составление такого плана — большая и сложная задача, которая требует специализированных знаний и опыта. Часто собственники бизнеса берут ее на себя или озадачивают штатного бухгалтера. Но это не самая лучшая идея.

Чтобы финансовый план действительно работал, лучше разрабатывать его под руководством опытного финансового директора. Нанимать его в штат при этом необязательно — проще и надежнее найти на аутсорсе. Он проанализирует все финансовые показатели и предложит разные сценарии развития в цифрах. А уже на основе этих цифр можно будет формировать ключевые показатели компании.

-2

Шаг 2. Не только цифры

Но цифры — это еще не всё. Есть три главных секрета, которые нужно учитывать при планировании бизнеса:

  • Конкретика. В плане должны быть прописаны конкретные цели и сроки. «Мы хотим заработать миллиард как можно скорее», — плохой вариант. Цифры и сроки должны быть конкретными, реалистичными и подтверждаться расчетами. Так же конкретно нужно расписать план действий, которые позволят эти цели выполнить: этапы, разбитые на подэтапы — шаг за шагом. Большие задачи декомпозируем на мелкие, распределяем по ответственным и постоянно сверяемся с цифрами в плане.
  • Риски. Хороший план должен учитывать все возможные риски. «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так», — помним закон Мёрфи и включаем в план все проблемы и затруднения, с которыми может столкнуться ваш бизнес. Для каждого риска прописываем свой план B (а лучше несколько). Для этого нужно составить еще и список ресурсов компании, которые вы сможете бросить на подкрепление, если что. Этот вопрос мы еще проясним подробнее ниже.
  • Координация и дисциплина. Даже самый лучший план может не сработать — печально, но факт. Идеально рассчитанные цифры бесполезны при плохой координации между отделами и сотрудниками и плохой дисциплине в компании. План, декомпозированный на конкретные шаги, должен быть четко и понятно доведён до каждого ответственного в виде детализированных задач с конкретными сроками. А чтобы сроки выполнялись и план работал, нужна строгая дисциплина. Этот нюанс тоже стоит учесть заранее и соответствующим образом выстроить процессы в компании.

Шаг 3. Что может пойти не так

Остановимся подробнее на рисках, о которых уже упоминали в предыдущем пункте. Что именно может пойти не так? Самый очевидный пример: потеря денег из-за задержки сроков строительства. Важно зафиксировать все причины, которые могут к этому привести: например, проблемы с поставками, плохое качество работы и последующие переделки и т.д. Чем раньше вы определите эти риски, тем лучше сможете к ним подготовиться.

Следующий этап — найти и зафиксировать, что вы можете сделать для минимизации этих рисков. Где можно подстелить соломки заранее (например, ввести штрафные санкции за нарушение сроков), и по какой стратегии действовать, если всё уже случилось (например, перебросить часть ресурсов с одного объекта на другой).

Главная сложность на этом этапе — не упустить часть возможных рисков. Есть риски очевидные — например, кредиты или кассовые разрывы. Но есть есть и такие, которые очень недооцениваются многими строительными компаниями. Некоторым пришлось поплатиться за это бизнесом.

Пример такого неочевидного риска — проблемы с координацией. В строительстве всегда задействовано множество подрядчиков. Плохая координация действий между ними — причина проблем у 30% мировых крупных строительных проектов (результаты исследования McKinsey & Company). Страдают сроки, качество и, естественно, прибыль.

Хорошая новость: это тот самый риск, который можно обезвредить заранее, позаботившись «на берегу» о четкой и понятной коммуникации между всеми участниками процесса.

Шаг 4. Где подстелить соломки

С гипотетическими опасностями мы разобрались, но как вовремя понять, что «Хьюстон, у нас проблемы» и быстро решить их? Тут на помощь строительному бизнесу приходит наука. Точнее, IT-технологии.

С цифровыми технологиями в строительстве в целом пока всё непросто — среди всех секторов экономики строительная занимает предпоследнее место по цифровой подготовленности.

Но цифры говорят сами за себя — цифровизация действительно помогает повышать прибыль, в том числе и за счёт борьбы с рисками.

Так, 70% опрошенных Dodge Data & Analytics руководителей строительных компаний отметили, что им стало гораздо проще жить после внедрения цифровых систем.
По данным Project Management Institute, компании, которые управляют проектами в специализированных ПО, на 30% чаще укладываются в сроки и бюджет.

Исследователи подчеркивают — такие проектные системы помогают не только вовремя ставить и выполнять задачи, но и держать руку на пульсе — сразу же замечать, где что пошло не так, и быстро исправлять ситуацию.

Пример такого сервиса — Gectaro. Он объединяет все процессы строительной компании в одну удобную систему, помогает в реальном времени отслеживать все важные показатели и вовремя реагировать на возможные проблемы.

-3

Главное о планировании в строительном бизнесе

  • Любому бизнесу нужен четкий, надежный план, продуманный до мелочей.
  • Начинать нужно с финансового плана. Для его разработки лучше привлечь опытного финдиректора на аутсорсе.
  • В плане должны быть прописаны конкретные цели и сроки — только тогда его можно реализовать, разбив на задачи и подзадачи.
  • Чем лучше спланированы процессы, тем меньше потерь и ниже себестоимость строительства.
  • Планирование не работает без строгой дисциплины в компании (и наоборот). Каждый из нас знает множество примеров, когда прекрасные планы так и остались планами, потому что кому-то не хватило дисциплины.
  • При планировании важно составить полный список рисков, мер для их минимизирования и запасных стратегий на случай, если что-то пошло не так.
  • Цифровые технологии и автоматизация бизнеса заметно помогают справляться с рисками и упрощают жизнь строительным компаниям.

Узнайте о передовом способе автоматизации в строительстве, которые позволяет сокращать издержки и избегать перерасхода бюджета.

Запишитесь на бесплатную демонстрацию сервиса!