Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью интервью формата. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru
А ссылки на гостью ищите в самом конце нашей статьи.
Софья Рехлинг
— Самый светлый йоу, друзья! С недавних пор мы с вами стали всё чаще приглашать художников Петербурга в наши уютные статьи-беседы. Многие из них временно или безвозвратно оставляют путь творческих исследований и обращаются к наставничеству и педагогике. Видимо, это один из основных нарративов для возможностей развития креативного духа в условиях современного демпинга на услуги деятелей искусства и конкурентного арт-рынка. Но, иной раз, одно другому не мешает. Сегодня у нас в гостях художница, чей список результатов настолько внушительный, что озвучивать его я не решусь – ознакомьтесь и пройдите по ссылкам в конце статьи, там будет прикреплена богатая история становления. И, что важно отметить, Софья Рехлинг не только продолжает развиваться в своём авторском медиуме, но и является основательницей одноимённой студии живописи, успевая двигаться в двух плоскостях творческих изысканий.
Софья, почтительно приветствую Тебя в нашем текстовом формате! Рад, что у нас выдалась возможность приоткрыть занавес к Твоему художественному опыту, истории и знаниям. Уверен, Ты не раз участвовала в интервью, поэтому постараюсь подарить Тебе новый вектор беседы. Местами философский, местами личный. И начну я с самого простенького вопроса – как Ты думаешь, что значит быть художником в условиях правил современного мира?
— Современный мир намного жёстче оказывает давление на художников, чем на мастеров прошлых столетий. Художнику 21 века не только надо создать картины, но и найти свою уникальную нишу, что особенно сложно сделать в условиях глобализации и технологий. Чтобы художнику расширить свои творческие возможности, ему необходимо обработать большой объём информации. Сейчас художник не только пишет картины, он десять в одном. И при этом надо быть не как все.
— Случалось ли в Твоей карьере и практике сталкиваться с тем, что актуальные тенденции, арт-рынок, бизнес, культура психологически или напрямую давили рамками на Твоё свободное выражение и авторское формирование?
— В любом случае осознаёт художник или нет, но давление происходит. Мы живём в эпоху интернета, всё быстро меняется и тенденции и рынок. Сейчас искусство – это товар и тенденции рынка оказывают давление. Поэтому я работаю в двух направлениях в классическом традиционном и современном. В первую очередь я должна угодить себе, чтобы мои художественные произведения нравились мне. Создаю картины более глубоко и искренне, придерживаясь своих профессиональных и эстетических правил. Этим самым я минимизирую давление извне, сохраняю баланс и не отказываюсь от своего уникального видения.
— Чтобы добиться быстрого результата, с точки зрения медиа и финансов, нужно и можно ли художнику эксплуатировать тренды и проявляться через конъюнктурные образы?
— Да, использование трендов может действительно дать быстрый и краткосрочный результат. Но есть риск утраты индивидуальности и искренности. Как правило это приводит к тому, что художник начинает повторять чужие идеи, а не развивает своё творчество. И зритель увидит, что художник не обладает глубоким смыслом. Если художник умело будет использовать и текущие тенденции и не забывать про свой творческий путь – это и есть баланс.
— Приобрела ли Ты такой опыт, когда было необходимо пожертвовать личным виденьем, ради стремительного роста продуктивности?
— В моём случае уступка техническая. Когда хочешь сделать ещё несколько красивых слоёв, но время поджимает, необходимо соблюдать даты. Остаётся некое разочарование, что картина могла быть ещё интереснее. А если заданная тема при заказе картины не соответствует моим моральным и этическим нормам, то я без сожаления отказываюсь.
— Ты много проявлялась в русской арт-среде, общалась с различными её участниками. Какое впечатление у Тебя сложилось о рынке искусства в России? Что нравится, что хотелось бы улучшить?
— Рынок искусства в нашей стране слабый и не развит, он более экспериментальный. Если в Европе скупают новые имена, чтобы потом спустя пару лет продать и заработать, то в России это в диковинку. У нас инвестированием в современных ныне живущих художников занимаются единицы. Про союзы художников даже нечего сказать. Помощи от них никакой. Вот и весь арт-рынок. Если всё таки ответить более позитивно, то в России художники более индивидуальны, локально каждый автор найдёт своё направление и аудиторию. В Нью-Йорке, в Лондоне развитый рынок высококачественного искусства с высоким уровнем конкуренции и цен. На таком рынке тяжело найти свою нишу, но это и даёт профессионалам больше шансов для признания. В нашей стране об этом можно только мечтать. Можно быть талантливым и так прожить ни с чем. Чтобы улучшить ситуацию на арт-рынке в России, необходимы решения и действия на государственном уровне. В целом, арт-рынки зависят от экономической ситуации в стране и интереса общества к искусству.
— Помнишь момент, когда впервые подумала, что хочешь стать художницей? Оказал ли на это влияние внешний мир или это желание зародилось обособленно?
— У меня не было цели стать художником, в детстве это было увлечением. В целом, творчество всегда шло параллельно, чем бы я не занималась. Мысль меня не посещала, чтобы связывать свою деятельность с живописью, ведь нет никаких гарантий на успех. Позже я создавала картины для себя и своих близких, стала писать картины на заказ. Конечно, внешний мир оказал влияние, мне всегда нравилась независимость, работать на себя, по своему графику. Искусство предоставило мне такую возможность. А дальше неожиданно всё как закрутилось.
— Случалось ли такое, что на протяжении пути – авторское желание затихало? Расскажи о сложных этапах становления. С какими невзгодами Ты соприкоснулась, прежде чем добиться успеха?
— С самого начала и мне, и всем окружающим было понятно, что у меня талант и надо продолжать реализовываться. Хорошо, когда сочетается характер, талант, упорство, трудолюбие и приобретённые навыки. Для художника самое главное это финансовая стабильность, вот эта была главная цель, чтобы избежать невзгод и стресса.
— В настоящее время происходят события, которые подталкивают Тебя к преодолению новых сложностей или с учётом багажа за плечами всё само собой разрешается?
— Все сложности я стараюсь преодолевать. Без чётких действий само собой ничего не разрешится. В настоящее время художникам из России европейские рынки закрыты, приходится искать новые пути и решения.
— Есть такой лейтмотив в образе художника, якобы, он должен страдать. Что именно через трудности он приходит к саморазвитию, и если бы не различные беды и препятствия, то и сказать-то ему было нечего. Как Ты относишься к такому клише?
— Да, этот стереотип действительно существует, якобы невозможно без страданий, боли и лишений что либо создать. Возможно, у кого-то есть потребность в страданиях для постижения высшей истины, но в основном всё наоборот. Чем у художника эмоционально и финансово стабильнее состояние, тем он более независим и продуктивен. Многие великие произведения искусства были созданы в радости, вдохновения и спокойствия. Вдохновение для живописи можно черпать не только из боли, но из любви, радости, красоты природы, людей, путешествий. Лучше избегать страданий. Это может привести к психологическим проблемам, таким как депрессия, выгорание.
— Есть ли у Тебя универсальные методы, которые помогают не сбиться с авторского пути? Практики, занятия, советы, которые могут поддержать тех, кто боится или сомневается.
— Несмотря на внешние обстоятельства, в живописи нужна дисциплина и регулярная практика. Даже если в какой-то момент нет вдохновения и мотивации, важно продолжать писать картины. Живопись у художника является профессиональной деятельностью, и следовательно написание картин это не случайный процесс. Можно поставить себе небольшие задачи и выполнять их каждый день. И самое главное художник должен понимать, что он идёт своим творческим путём. Не надо сравнивать себя с другими художниками, это может лишить уверенности и подрывать мотивацию. Лучше подумайте как улучшить тот или иной момент. Очень важно отмечать свои успехи, даже если они маленькие. Не ждите вдохновения, оно не приходит само по себе, его нужно создавать. Начните писать картину, и вдохновение появится.
— Был ли у Тебя наставник, который помогал открывать мир искусства? Или, возможно, ставший для Тебя референсом к тому, чтобы попробовать реализовать свой труд в педагогике?
— У меня один наставник это я, а мои учителя и вдохновители – это великие мастера, музейная живопись.
— У Тебя появилась новая черта в художественном образе мышления, после того, как открыла свою студию? Или всё это больше про опыт в предпринимательстве?
— Я бы отметила, что в целом меняется образ мышления, когда работаешь с людьми. Это большая работа над собой. Многие спустя пару лет выгорают и отказываются обучать. Что же касается именно художественного образа мышления, с открытием студии пришлось больше экспериментировать с новыми материалами и техниками. Это безусловно расширяет горизонты, открывает новое восприятие искусства. И через других людей с мастер-классов я вижу как они смотрят на искусство, что подталкивает к поиску свежих решений.
— Понравилось быть предпринимателем? Какие плюсы, помимо финансовой прибыли, Ты бы для себя отметила?
— Когда общаешься с учениками, а они у меня разного возраста, характера и статуса, то я понимаю, что являюсь для них проводником в искусство. И от того как я это сделаю зависит их дальнейшее стремление изучать живопись и погружаться в мир творчества. С каждым разом я заново оцениваю свой опыт и своё предназначение. Помогаю раскрыть лучшие качества начинающего художника, помогаю развить личность, увидеть связь между искусством и жизнью. Занятия проходят в группе в особой студийной атмосфере среди людей, любящих искусство. Это меня также вдохновляет. А предпринимательство – неотъемлемая часть работы, без этого никак.
— В какой момент Ты пришла к тому, чтобы открыть студию? Что стало искрой к новому начинанию?
— Вдохновителями для открытия студии стали люди, которым нравилось моё творчество. Они хотели заниматься у меня, так я и открыла студию. Также мотивацией послужило желание лично влиять на развитие искусства, обучить будущие поколения, помочь другим раскрыться в искусстве, создание места, где люди могут собираться, обмениваться идеями и творчеством.
— Сложно совмещать работу над студией с работой над картинами? Как Ты распределяешь время, чему отдаёшь приоритет?
— Управление студией требует много времени и сил, что отвлекает от творческого процесса. Нужно заниматься маркетингом, продажами – всё это требует специфических знаний, которые не всегда совпадают с моими желаниями и интересами. Это постоянное напряжение между двумя ролями приводит к стрессу и уменьшает количество времени, которое можно посвятить собственной живописи. Поэтому занятия живописи я провожу строго по расписанию три раза в неделю. Для меня чёткое планирование, внимание к собственным нуждам и здоровью помогают найти гармонию.
— Коли, мы так плавно подошли к теме о Студии Софьи Рехлинг, то расскажи о ней, как основательница. Что это за проект, для кого он, что может предложить потребителю?
— В отличие от обычных художественных студий, мой проект сочетает в себе элементы искусства, продажи произведений искусства, предлагает авторскую уникальную методику обучения, а также проект несёт определённый стиль жизни, философию, ценности, которые объединяют и вдохновляют людей. Студия живописи для всех желающих, любителей и ценителей искусства, для творческих личностей и будущих художников.
— Чем Ты руководствовалась, когда подбирала те или иные концепции в студии? Имею ввиду дизайн, название, спектр услуг и целевой аудитории.
— Я чётко понимала, что хочу выразить через свою студию. У истинного творца вся концепция и идеи рождаются в голове. Всё происходило интуитивно.
— Сильно ли отличается проект студии в первой стадии своего явления Петербургу от того, что он представляет в нынешней актуальности?
— На сегодняшний день не сильно отличается.
— Что-то хочется в нём доработать, улучшить, чего ему не хватает? Может быть, есть планы о масштабировании, коллаборациях, открытии новых площадок?
— Возможно расширение географического присутствия, новые типы услуг, увеличение мероприятий, международное партнёрство. Пока всё в процессе.
— Какие впечатления, эмоции, знания Тебе успела подарить Твоя Студия? Расскажи про самые яркие воспоминания.
— Студия приносит чувство удовлетворения, радости, новые впечатления, эмоции. Самое яркое воспоминание это участие студии в международной ярмарке искусств. Мы произвели сильное впечатление на зрителей, что только подтвердило выбранный мною вектор.
— Какие самые невероятные события в Твоей жизни, в роли художницы, произошли за пределами студии? Чем Ты гордишься, что подарило уникальный экспириенс?
— Много разных событий, но я это воспринимаю частью культурной жизни художника. А горжусь я своим творчеством и пользой приносимой в общество, что я не просто художник, но и вдохновитель.
— Откуда Ты переехала в Петербург? Почему решила развиваться именно в этом городе?
— Я родом из Республики Башкортостан. Десять лет назад приехала в Санкт-Петербург, в культурную столицу, в красивый исторический город. Здесь больше возможностей для творческой самореализации. Санкт-Петербург важный арт-центр на мировой арене, город вдохновляющий на создание новых произведений, здесь происходят важнейшие культурные события и творчество представлено в разных формах. Конечно это привлекло моё внимание.
— Где и какое образование Ты получала? Насколько нужна художнику классическая академическая база, с учётом невероятной информационной раскрепощённости.
— Классическая академическая основа образования для художников играет важную роль, но в современных реалиях её значимость зависит от целей и предпочтений художника. Образование даёт фундаментальные навыки и знания, которые будут полезны в творчестве, но в современном искусстве всё чаще ценятся и другие подходы. Классическое художественное образование даёт знания как правильно изобразить форму, передать свет и тень. Эти навыки являются основой в создании картины. Также полезны будут знания об истории искусства, ключевых течениях, стилях и великих мастерах. Ещё академическое обучение способствует выработки усидчивости и дисциплины. За границей в последние десятилетия обучают только современным стилям живописи, потому что всё больше художников выбирают путь, выходящий за рамки классической традиции. Современное искусство не требует строгих академических правил. Такие художники развивают свой стиль через эксперименты с материалами, не ограниченное академическими канонами. Каждый выбирает свой путь. Если начинающий художник хочет создавать картины в классической манере, то необходимо получить академический фундамент. Но и не надо забывать про современные технологии, которые позволяют научиться рисовать и освоить различные техники без посещения академии. Важен практический опыт. У меня художественная школа (экстернат) и Башкирский Государственный Университет (экстернат). Преподаватель психологии, по специализации психологическое консультирование. Одной из интересных исследовательских моих работ был проект по выявлению и развитию одарённости у взрослых и детей. Дальше в науку я не пошла и связала свою жизнь с искусством.
— Что сыграло ключевую роль в определении Твоей идентичности? Поделись нам своим стилевым манифестом. Кто Ты, как художница? О чём пишешь, что хочешь сказать?
— В определении моей идентичности значимую роль играет личный опыт, убеждения, а также ответ на культурные вызовы, моё мастерство. У меня определённые взгляды на мир, красоту, человеческую природу, историю, культуру. Да, в моих работах чётко проявляется манифест. В первую очередь это эстетика, красота, технические приёмы, принципы высокого искусства. Я стремлюсь оставить уникальное наследие и закрепить своё имя в истории искусства.
— Получилось ли у Тебя уже создать своё монументальное высказывание в живописи или всё ещё впереди?
— Да именно этим и занимаюсь, пишу коллекцию картин со значимой смысловой нагрузкой.
— Любишь ли Ты проявления современного искусства? Метамодерн и эклектика авторского разнообразия техник в одном произведении.
— Современное искусство я воспринимаю по принципу красиво/не красиво и неважно сколько стилей и жанров в одном произведении. Конечно, в своём творчестве я выхожу за пределы привычных для меня методов и стилей, при создании абстракции например, но всегда следую личным убеждениям и творческому видению.
— Если бы у Тебя была возможность направить художников современной России к тем или иным темам, то на что бы Ты обратила их взор?
— Расширить горизонты, выйти за пределы привычного, освоить новые подходы, попробовать новый стиль. Много в стране художников, работающих узко, и порою возникает желание увидеть работы в других жанрах, а художник просто не пишет другое при наличии большого потенциала.
— Чтобы Ты сказала самой себе на старте творческого пути? На что обратить внимание, может быть, какие-то наставления вложила в мысли маленькой Софьи?
— Самой себе я бы сказала: «Слушай только себя, не обращай внимание на завистливых людей, не бойся ошибок и активней действуй».
— Ты участвовала во множестве выставок, являешься членом союза художников, открыла свою студию живописи. Ответила ли Ты окончательно для себя, что такое искусство и зачем, прежде всего, творчество нужно Тебе?
— Искусство для меня имеет гораздо более глубокое значение, оно воздействует на эмоции, на жизнь, развивает личность. Оно важно не только потому что оно красиво, но и потому что оно живое, динамичное, многозначное и способно менять жизнь.
— Пробовала ли Ты себя в роли арт-менеджера или куратора? Можно ли Тебе написать с запросом на помощь в создании выставки?
— Да, у меня есть опыт организации выставок и разных событий. Сейчас я больше сосредоточена на своём творчестве. Но в будущем рассматриваю взаимодействие с другими творцами.
— Ты пишешь работы на заказ. С какими запросами к Тебе, как к художнице, можно обратиться в частном порядке?
— Технически я могу воплотить в реальность любую мечту в зависимости от предпочтений заказчика. В основном – это портреты, пейзажи, цветы, музейные копии, абстракции, сюжеты на основе личных историй.
— Когда Ты в последний раз сомневалась в себе и в своих работах? Как приходят и уходят такие состояния?
— У меня не бывает таких состояний, я уверенна в своей уникальности и значимости в искусстве. Мои произведения имеют ценность.
— Если бы у Тебя была возможность написать только одну последнюю картину, то чтобы на ней было изображено?
— Предполагаю, я бы написала то, что не успела на тот момент.
— И последнее. Ощущала ли Ты любовь в процессе создания работы или по её завершении? Давай снова обратимся к памяти и попробуем описать этот момент. Как выглядит чувство внутри искусства?
— Поиск гармонии в картине, формы, цвета, каждый мазок становится любовью к самому процессу. На самом деле я никогда об этом не задумывалась. Вопрос озадачил меня, потому что мне часто говорят, что в моих картинах чувствуется любовь. Я бы добавила такие пункты как преданность своему делу, внимание к деталям, стремление к совершенству и уважение к художественным материалам. Это всё и есть любовь в искусстве.
— На этом всё. Спасибо Тебе за увлекательную беседу. Напоминаю нашим читателям, что они могут добавить свои вопросы гостье в комментариях под статьёй. И да, передаю финальное слово Тебе, Софья. Посоветуй, предложи, выскажись, как хотелось бы самой, на прощание.
Искусство – это смелый путь, по которому надо продолжать идти даже если придётся идти против течения. Пусть каждый мазок, каждый момент приносит радость. Не торопитесь завершать, наслаждайтесь процессом. Не избегайте ошибок, они являются частью пути. Искусство не должно быть обязательным, оно должно быть искренним. Наши картины — это следы, которые мы оставляем в этом мире. Каждый художник важен, каждый творец уникален. Творите для себя, а остальное просто следствие.
______________
Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:
Ниже прикрепляю ссылки на соцсети предпринимательницы:
Предыдущие статьи:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru