17 июня 2024 года/
На рубеже XIX-ХХ веков купечество принялось застраивать центр Москвы доходными домами с квартирами в аренду, магазинами и лавками. А так как на содержание храмов и церковно-приходских школ требовались немалые средства, то и духовенство подключилось к подобной коммерческой деятельности. В 1908-1909 годах церковь Святой Троицы и иконы «Трёх радостей» на Грязи построила свой доходный дом на Чистопрудном бульваре, который отличался от соседних зданий сказочным декоративным оформлением, за что его и прозвали «Дом со зверями».
Покровка, 13с1 - храм Троицы Живоначальной на Грязех был возведён и освящён в 1861 году. Название местности связано с речкой Рачкой, которая периодически доставляла неудобства горожанам, да и Чистые пруды некогда назывались не иначе как «Поганые болота». Величественное сооружение храма построил архитектор Михаил Быковский, который вдохновлялся зодчеством времён Ренессанса.
Смотрите старые фотографии. Храм Живоначальной Троицы на Грязех. 1882 год:
При советской власти храм был закрыт и решением Моссовета приспособлен сначала под зернохранилище, а в середине 1950-х годов здесь обосновался дом культуры. Монументальный купольный барабан и многоярусная колокольня были снесены, внутреннее пространство поделено перекрытиями на три этажа, а в центральном приделе на месте алтаря обустроена сцена концертного зала.
В 1979 году дом культуры закрыли в связи с аварийным состоянием здания, начался ремонт, проведены работы по укреплению фундамента. После реконструкции дом передали Московскому областному комитету профсоюзов, но времена уже изменились и в 1992 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. Реставрация фасадов завершена и готовятся планы воссоздания купола и колокольни.
Чистопрудный бульвар, 14с3 - доходный дом церкви Троицы на Грязех, «Дом со зверями» (1908-1909, архитектор Лев Кравецкий, инженер-строитель Пётр Микини, художник Сергей Вашков)
Смотрите старые фотографии. Доходный дом церкви Святой Троицы. 1911-1917 гг.:
Деньги на строительство дома пожертвовали купцы Оловянишниковы, прихожане Троицкого храма. Как и планировалось, квартиры сдавались в аренду, а первый этаж отводился под торговлю, в частности, упоминается кондитерское кафе Бартельса. Изначально здание было пятиэтажным с двумя подъездами, цоколь здания оформлен рустом, а центральную часть крыши обрамляла ажурная решётка. Инженер Микини работал по новаторским технологиям с применением железобетонных конструкций, что позволило разнообразить планировочные решения, а высота потолков в квартирах приблизилась к четырём метрам.
Для декоративного оформления здания церковная община пригласила художника Сергея Вашкова, ученика Василия Васнецова. Природные мотивы с изображениями животных и растений характерны для московского модерна и в этом случае оказались вполне уместны - резьба по белому камню использовалась для украшения средневековых православных храмов.
Рустовка первого этажа тоже своеобразная - не привычные «кирпичи», а мозаика из кристаллов.
Создавая эскизы своего бестиария, Сергей Вашков творчески переработал древние образы, в частности, подсмотренные в Дмитриевском соборе во Владимире. Этих зверушек не найти в справочнике «Жизнь животных» Альфреда Брема, в поисках аналогий уместно обратиться к фантазиям Хорхе Луиса Борхеса или Джоан Роулинг, у которой и не такие «Фантастические твари» встречаются. Масштабную работу по созданию лепного «ковра» на фасаде выполнила артель «Мурава», состоявшая из учеников Строгановского училища.
Вашков предложил использовать разные материалы: на лепных рельефах фасада изображены мифические существа и реальные животные, в подъездах металлические лестничные и оконные решётки оформлены коваными птицами, драконами, ягодами и растительным орнаментом, над зеркалом во втором подъезде угнездился керамический павлин, а также на фасаде и в подъездах есть небольшие керамические панно.
Гипсовый настенный знак Осоавиахима «Крепим оборону СССР» создан по эскизу художника Георгия Алексеева в 1937 году. Размещённый на фасаде знак означал, что все жильцы дома сдали нормативы «Готов к ПВХО» по подготовке к противовоздушной и противохимической обороне.
В 1945 году архитектор Борис Топаз подготовил проект надстройки дома до семи этажей и в результате этой перестройки были демонтированы балконы, утрачена решётка и часть барельефов, а также уничтожена ажурная дворовая калитка с фонарём. Бывший доходный дом в советский период превратился в коммуналку, которая в наши дни трансформировалась в просторные пятикомнатные квартиры с большими кухнями.
Дворовый фасад и декор надстроенных этажей
В 2023 году проводился капитальный ремонт с реставрацией декора и заменой устаревших инженерных коммуникаций.
Смотрите старые фотографии. Съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя». 1978-1979 гг.:
Сцена убийства сотрудника угро Васи Векшина снималась на скамейке возле пруда напротив «Дома со зверями», который тоже мелькнул в кадре.
«Русский библиофил» обосновался в «Доме со зверями» в 2008 году - это элитный антикварный магазин, предлагающий уникальные старинные книги. Для входа посетителей появилась собственная лестница, стилизованная под модерн.
Полуподвальный этаж проектировался для торгово-складских нужд, это просторные помещения, которые позднее использовались под коммунальные квартиры, а в 1989 году весь этаж арендовала компания по продаже и обслуживанию аквариумов. Фирма решила наглядно показать достоинства продукции и открыла океанариум, где за стёклами шевелили плавниками экзотические обитатели бездны. Повышенная влажность не лучшим образом сказывалась на сохранности здания и после жалоб жителей океанариум, проработавший три десятка лет, всё-таки закрылся. Теперь здесь разместились дизайнерские магазины.
Океанариума больше нет, но зверинец Сергея Вашкова всегда открыт взорам любителей экзотических животных.
Вид на Чистые пруды из окон «Дома со зверями»
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #чистыепруды #доходныйдом #домсозверями