Украденные пленки, битые бутылки и летающие вилки: как создавался один из величайших метал-альбомов Британии.
Привет, фанаты рока и метала! Сегодня у нас история, от которой волосы встают дыбом (в хорошем смысле!). Представьте: Ринго Старр из The Beatles устанавливает правила в своем поместье, а группа Judas Priest... ну, скажем так, творчески их интерпретирует. «Нельзя ездить на мотоциклах по территории – так мы и сделали(нет). А что вы ждете от хэви-метал группы?» – вспоминает гитарист К.К. Даунинг.
Речь пойдет о легендарном альбоме British Steel (1980), который превратил Judas Priest из крепких середнячков в настоящих богов метала. Украденные (якобы) пленки, звон разбитых молочных бутылок, летающие столовые приборы и даже полицейские сирены – все это часть саги о создании шедевра. Давайте окунемся в эту безумную историю вместе с Робом Хэлфордом (вокал), Гленном Типтоном (гитара), К.К. Даунингом (экс-гитара) и продюсером Томом Алломом.
На пороге прорыва
К началу 1980 года Judas Priest уже выпустили пять студийных альбомов и один концертник, уверенно набирая обороты. Предыдущий студийник Killing Machine (1978) неплохо показал себя в чартах, а концертный Unleashed In The East (1979) взлетел до 10-го места в Британии и 70-го в США. Группа явно была готова к большому скачку.
Состав – Роб Хэлфорд, гитаристы Гленн Типтон и К.К. Даунинг, басист Иэн Хилл и новый барабанщик Дэйв Холланд (сменивший Леса Бинкса) – собрался с продюсером Томом Алломом в Startling Studios. Студия располагалась в поместье Титтенхерст-Парк, которое когда-то принадлежало Джону Леннону, а теперь – его коллеге по Beatles Ринго Старру. Удивительно, но когда Priest приехали записывать альбом, который станет поворотным в их карьере, у них даже не все песни были готовы!
Гленн Типтон: «Не помню, почему мы решили так сделать. Никогда раньше так не работали, и больше не повторяли. У нас было готово где-то 60% материала. Знаю, что The Rage и Living After Midnight были написаны прямо в студии».
К.К. Даунинг: «Мы всегда были уверены, что напишем все вовремя. Иногда такая спонтанность даже играет на руку».
Том Аллом (продюсер): «Помню, у них была куча идей и риффов, но готовых песен – мало. Группа постоянно гастролировала, времени на сочинение не было. На пре-продакшн времени тоже не нашлось. Я только-только закончил продюсировать первый альбом Def Leppard (On Through The Night) в той же студии, так что почти сразу вернулся туда с Priest».
В гостях у Ринго: Правила существуют, чтобы их нарушать?
К.К. Даунинг: «Ринго там не было в то время. Но он вывез все ценности и установил для нас правила. Нельзя ездить на мотоциклах по территории – сразу нарушили запрет. Нельзя рыбачить в озере – это тоже сделали! А что вы ждете от бирмингемской хэви-метал банды? Еще у него на территории были спрятаны два огромных динозавра из папье-маше. Когда возвращаешься поддатым из паба по дороге, они могли реально напугать!»
Работа закипела 1 февраля 1980 года и закончилась к концу месяца. Это был первый студийный альбом Priest с Томом Алломом (хотя он уже рулил концертником Unleashed In The East). Впоследствии он спродюсировал еще пять их студийников и один лайв в 80-х (и вернулся для Firepower в 2018-м). Группа записывалась не только в студии, но и в разных комнатах дома, экспериментируя со звуком.
К.К. Даунинг: «Том был великолепен. Отличный музыкант – на пианино играл куда лучше любого из нас. И идей у него была масса. Отличное пополнение команды».
Том Аллом: «Все хотели по-настоящему живого звука. Так что было логично использовать разные комнаты дома для нужной атмосферы каждого инструмента. Помню, мы добились мощнейшего звука барабанов Дэйва в холле. С Leppard я бы, возможно, пошел тем же путем, но они были так молоды и неопытны, что важно было держать все под контролем. А Priest были старше, привыкли к студиям, так что мы могли себе позволить размах. К тому же, группа уже знала планировку Титтенхерст-Парка – мы там сводили Unleashed In The East».
К.К. Даунинг: «Знаете ту знаменитую комнату, где Леннон снимал клип Woman? Мы вынесли оттуда телевизор и бильярдный стол и использовали ее для репетиций. Я свои гитарные партии записывал в библиотеке. Использовали любое доступное место, чтобы получить наилучший звук».
Звуковые спецэффекты: Вилки, бутылки и бильярдный кий!
Группа проявила недюжинную фантазию, создавая уникальные звуки для альбома. В ход пошли столовые приборы, молочные бутылки и даже бильярдный кий. Чайник тоже пригодился! В 80-е сэмплов не было, приходилось быть изобретательными.
Том Аллом: «Сэмплов тогда не существовало. Так что группам приходилось быть куда изобретательнее. Мне часто жаль нынешних молодых музыкантов – у них все под рукой. Это может тормозить креативность».
Гленн Типтон: «Для Metal Gods мы набили ящик столовыми приборами. Трясли его, вынимали ложки и ножи, пока не получили нужный звук. Метод проб и ошибок, но оно того стоило. В Breaking The Law звучат разбитые молочные бутылки. Мы просто взяли кучу бутылок, разбили их об землю и записали. Эффект был что надо. А вот сирены в этом треке настоящие. Мы вышли на улицу и записали проезжающую полицейскую машину – по крайней мере, я так помню!»
К.К. Даунинг: «Мы тогда придумывали безумные идеи. Да и кто откажется поучаствовать в битье бутылок за домом? Это было весело. Мы даже пробовали совать лампочки в микроволновку, чтобы послушать, какие звуки они издают при нагревании. Все было возможно, никаких ограничений».
Том Аллом: «В какой-то момент [для Rapid Fire] нам нужен был звук лазерного луча. Мы взяли бильярдный кий и махали им в воздухе, расположив микрофоны сверху и снизу. Потом, помнится, замедлили пленку, чтобы получить тот звук, что вы слышите в треке. А знаете ковбелл в Breaking The Law? Мы использовали чайник для этого звука. Его так избили, что сомневаюсь, что в нем еще когда-либо кипятили воду!»
Маркетинговый ход: Украденные пленки?
Перед релизом в прессе появилась утка: якобы мастер-ленты альбома были украдены бандой в Нью-Йорке (где проходил мастеринг) и за них требовали выкуп в £50,000. Все это была чушь, выдуманная Тони Брэйнсби, тогдашним пиарщиком Priest, известным своими дикими историями для привлечения внимания. Группе это не понравилось, но сработало – о них написали даже те газеты, которые обычно игнорировали метал.
К.К. Даунинг: «Если бы мы прознали, что Тони замышляет, то запретили бы ему. Judas Priest не нуждаются в такой дешевой рекламе. Наша музыка – вот что важно. А не такие дешевые трюки».
Выход в свет и триумф "Британской Стали"
British Steel вышел в апреле 1980 года и превзошел все ожидания. Журнал Rolling Stone написал: «Он качает с классической хэви-металлической яростью, подпитываемый пулеметными ритмами и трескучей гитарной атакой панковских отпрысков вроде Ramones и The Damned. Результат – коллекция убойных треков». Альбом штурмом взял 4-е место в Британии (до сих пор их высшая позиция) и прорвался на 34-е в США. Откуда взялось название? Тоже загадка.
К.К. Даунинг: «Я помню, что мы увидели обложку [работы Рослава Шайбо] раньше, чем придумали название. Возможно, Иэн Хилл предложил имя, а может, повлияло то, что Гленн когда-то работал в British Steel Corporation. Но идея назвать его British Steel определенно имела смысл».
Том Аллом: «Кто бы мог подумать, что на одном альбоме будет столько определяющих песен Priest? Весь процесс записи был очень деловым, и оглядываясь назад, все прошло как по маслу. Мы были немного под давлением, лейбл хотел выпустить его в апреле, так что нам нужно было закончить к концу февраля. Но никаких кризисов или ссор не было. Мы просто делали свое дело».
Гленн Типтон: «Тогда мы знали, что альбом хорош, но не догадывались, насколько особенным он окажется. Когда ты в центре процесса, ты не осознаешь, что создаешь классику. Только позже, когда все вокруг начинают тебе об этом говорить... вот тогда доходит».
Альбом подарил Британии три хит-сингла: Breaking The Law и Living After Midnight добрались до 12-го места, а United – до 26-го. Клипы на первые два снял Джулиен Темпл, который сказал о группе: «В Judas Priest определенно есть комедийный элемент, уверен, они это знают. Мы отлично повеселились на съемках».
К моменту выхода British Steel, Priest только что завершили тур по Британии с Iron Maiden на разогреве – одно из величайших метал-турне всех времен! Затем последовали успешные гастроли в США. В августе 1980-го Priest стали вторыми на первом фестивале Monsters Of Rock в Донингтоне (хедлайнерами были Rainbow).
Наследие и вердикт
1980-й был годом титанов: вышли классические альбомы Black Sabbath, Iron Maiden, Saxon, Ozzy, Motörhead, AC/DC. И British Steel стоит в этом ряду как один из лучших. Что думают сами музыканты?
Роб Хэлфорд: «Он в ряду наших лучших. Думаю, у каждого великого альбома есть ощущение безвременья. Слушаешь первый альбом Sabbath, Led Zeppelin II или любой из чудесных альбомов Pink Floyd – они не принадлежат только своей эпохе. Будь у меня машина времени, я мог бы взять British Steel, отправиться в прошлое или будущее, поставить людям, и они почувствовали бы, что он принадлежит им. Поэтому так много звезд метала говорят, что он на них повлиял. Я думаю, именно здесь мы нашли свое направление. До этого момента, хоть мы и добились успеха, в группе было ощущение, что у нас нет четкого фокуса».
К.К. Даунинг: «Для меня это самый важный альбом, который мы когда-либо делали. Все так хорошо сложилось. Мы все были в отличном настроении, и результаты оправдали все ожидания. Он поднял группу на новый уровень и наконец вывел нас на тот путь, к которому мы стремились. Мы не только нашли свой звук, но и свой имидж – кожа и заклепки. Я также верю, что British Steel открыл новую эру для хэви-метала в целом. Группы вроде Iron Maiden и Saxon, которые поддерживали нас на разных этапах тура 1980 года, сами добились большого успеха, отчасти благодаря тому, что мы сделали на этом альбоме. Это было захватывающее время, и British Steel действительно стал началом всего».
Вот такая история у легендарного British Steel. Альбом, рожденный в спонтанности, хулиганстве и гениальных звуковых экспериментах, который не только определил звучание Judas Priest на годы вперед, но и повлиял на весь хэви-метал. Настоящая сталь, проверенная временем!
А как вы относитесь к British Steel? Какие ваши любимые треки с альбома? Делитесь в комментариях!