Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Ушла, оставив «идеальный отпечаток красивых красных губ». Кики, королева Монпарнаса: закат эпохи

Оглавление

«Всё, что мне нужно – это лук, кусок хлеба и бутылка красного вина. И я всегда найду того, кто предложит мне это», – уверенно заявляла женщина, ставшая легендой богемного Монпарнаса.

Выросшая в ужасающей нищете, лишённая материнской и отцовской любви, в которой ей было отказано, Алиса Эрнестина Прен по прозвищу Кики не привыкла жалеть себя, потому что её никто никогда не жалел.

Начало истории:💥

Жизнь предоставила не слишком богатый выбор: тяжёлый труд за несколько жалких су или уличная панель. Но маленькая Прен сумела вырваться из жёстко очерченного круга судьбы, став самой прославленной натурщицей монпарнасского художественного братства, живым символом свободы, нонконформизма и отказа от социальных норм, принятых в мелкобуржуазной среде.

Кики, 1922
Кики, 1922

Стойкий оловянный солдатик

Её писали Хаим Сутин и Морис Менджийски, Моисей Кислинг и Константин Детре, Пер Крог и Жан Кокто, Эрмина Давид и Цугухару Фудзита, Франсис Пикабиа и Пабло Пикассо, Фернан Леже и Кес ван Донген.

И спустя целый век мир по-прежнему задаётся вопросом: в чём секрет этой женщины?

«Все аспекты жизни на Монпарнасе были пропитаны свободой и экспериментами. Попавшим туда предоставлялась возможность реализовать себя: художественно, интеллектуально, политически и cекcуaльно. В этом был аристократизм личности, и Кики была величайшей личностью.

В одиночку и в силу особенностей своего характера, выйдя из самого низшего общественного класса, из крайней нищеты, она вошла в артистические круги и стала одной из наиболее заметных их героинь в период между двумя мировыми войнами», – уверены биографы Кики Билли Клювер и Джули Мартин.

Моисей Кислинг. «Кики де Монпарнас», 1924
Моисей Кислинг. «Кики де Монпарнас», 1924
Густав Гвоздецкий.  «Портрет Алисы Прен», около 1920
Густав Гвоздецкий. «Портрет Алисы Прен», около 1920

Весёлая, жизнелюбивая, добродушная, Кики умела радоваться малому и наслаждаться моментом. Оказавшись в самой гуще богемной жизни в совсем юном возрасте, она вспоминала:

«Я постепенно вошла в артистические круги, полные очаровательного беспутства. Так как у меня не всегда была своя комната, я порой жила с разными людьми, чаще всего с замужними парами. Я была настолько счастлива, что от нищеты не оставалось даже осадка, и слова «брюзгливость», «меланхолия» и «хандра» казались мне неведомо иностранными и совершенно меня не касались. К тому же, я не знала, что значит болеть».

Незамысловатая формула радости бытия!

Обедая в ресторанчике «У Розали», Кики время от времени сталкивалась с Модильяни – красивым, неизменно мрачным и повергавшим её в ужас.

Амедео Модильяни. 1919
Амедео Модильяни. 1919
Кес ван Донген. «Портрет женщины с сигаретой (Кики де Монпарнас)», 1922-1924 гг.
Кес ван Донген. «Портрет женщины с сигаретой (Кики де Монпарнас)», 1922-1924 гг.

А однажды Морис Утрилло – меланхоличный гений городского пейзажа – попросил Кики позировать ему. Каково же было удивление прелестницы, когда, заглянув через плечо художника, она увидела на рисунке… деревенский домик!

Художник Моисей Кислинг – странный тип с дурацкой чёлкой, которого Кики представили друзья в «Ротонде» – постоянно грубит, называет её «старой cифилитичкoй» и делает это самым дружелюбным тоном.

Несмотря на данное себе обещание никогда не разговаривать с ним, Кики позирует Кислингу, который издаёт разные забавные звуки, чтобы развеселить свою новую модель. Смешливая натурщица ворует у живописца мыло и зубную пасту, а он делает вид, что ничего не замечает – чудесный парень! Вскоре они уже друзья не разлей вода и души не чают друг в друге.

Моисей Кислинг
Моисей Кислинг
Моисей Кислинг. «Девушка в красном», 1920-е
Моисей Кислинг. «Девушка в красном», 1920-е

Дьявол во плоти и «Скрипка Энгра»

Осенью 1921 года Кики знакомится с Ман Рэем – американским художником, фотографом и кинорежиссёром из семьи еврейских эмигрантов. Мейлах Рудницкий и Маня Лурия перебрались из Ковенской губернии в США ещё в конце XIX века, а в 1912, чтобы избавиться от постоянной антисемитской агрессии, сменили фамилию на Рэй.

Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке, увлекался авангардистскими течениями, в частности, дадаизмом, был близко знаком с Франсисом Пикабиа и Марселем Дюшаном.

Кики пленила холодного и одержимого творческими исканиями Рэя своей почти детской непосредственностью, неподражаемым стилем и ярким темпераментом. Между ними быстро завязались отношения, и на протяжении восьми лет бурного романа Кики оставалась музой художника.

В студии на улице Кампань-Премьер, где пара жила до 1929 года, Ман Рэй создал сотни фотопортретов Кики, самыми известными из которых стали Le Violon d'Engres («Скрипка Энгра») и Noire et blanche («Чёрное и белое»).

«На следующий день Кики пришла вновь, и я показал ей снимки. Она была ожидаемо впечатлена… Затем она разделась, пока я сидел на краю кровати с камерой в руках. Она вышла из-за ширмы, и я дал ей знак подойти и присесть рядом со мной. Я обнял её, и она ответила тем же. В тот день не было сделано ни одной фотографии». Ман Рэй.
«На следующий день Кики пришла вновь, и я показал ей снимки. Она была ожидаемо впечатлена… Затем она разделась, пока я сидел на краю кровати с камерой в руках. Она вышла из-за ширмы, и я дал ей знак подойти и присесть рядом со мной. Я обнял её, и она ответила тем же. В тот день не было сделано ни одной фотографии». Ман Рэй.
Ман Рэй. «Скрипка Энгра», 1924. Чёрно-белая фотография, серебряно-желатиновая печать, отретушированная карандашом и тушью. 31 × 24,7 см. Государственный музей современного искусства, Париж. Являясь большим поклонником живописи Жана Огюста Доминика Энгра, Рэй создал фотопортрет Кики, прослеживается влияние картины художника «Купальщица Вальпинсона»
Ман Рэй. «Скрипка Энгра», 1924. Чёрно-белая фотография, серебряно-желатиновая печать, отретушированная карандашом и тушью. 31 × 24,7 см. Государственный музей современного искусства, Париж. Являясь большим поклонником живописи Жана Огюста Доминика Энгра, Рэй создал фотопортрет Кики, прослеживается влияние картины художника «Купальщица Вальпинсона»

Рэй неустанно трудился над визуальным образом своей избранницы. Он «провел её на много шагов дальше примитивного угольного карандаша для бровей, который она использовала в подростковом возрасте». Каждый вечер перед совместным выходом художник «тщательно наносил на её лицо косметику и помогал в выборе одежды, создавая визуальный стиль, который является такой же частью его творчества, как и любая из его картин».

Читайте также:🏰

Макияж часто менялся по цвету в зависимости от изменчивого настроения мастера. Тяжелые веки, по свидетельству исследователя творчества Ман Рэя Мэйсона Кляйна, «могли быть выполнены в медном цвете в один день и в королевском синем в другой, а иногда в серебряном и нефритовом».

Справа – Ман Рэй. «Чёрное и белое», 1926
Справа – Ман Рэй. «Чёрное и белое», 1926
«Он фотографирует людей в нашем номере, а вечером я лежу, вытянувшись на постели, пока он работает в темноте. Мне видно его лицо, освещенное красной лампочкой: он похож на дьявола во плоти, и я, как на иголках, не могу дождаться, когда он закончит». Из мемуаров Кики
«Он фотографирует людей в нашем номере, а вечером я лежу, вытянувшись на постели, пока он работает в темноте. Мне видно его лицо, освещенное красной лампочкой: он похож на дьявола во плоти, и я, как на иголках, не могу дождаться, когда он закончит». Из мемуаров Кики

Нет, это не был обыкновенный расчёт в погоне за славой – по крайней мере, не для неё. «Я слишком люблю тебя... Ты не создан для любви, ты слишком спокоен. Но я должна принять тебя таким, какой ты есть, ведь ты мой возлюбленный, которого я обожаю, который заставляет меня умирать от наслаждения, горя и любви. И я кусаю твой рот до крови и пьянею от твоего безразличного, порой даже грубого выражения лица. До понедельника, мой большой любимый мальчик. Твоя Кики обожает тебя, Ман», – писала Кики Рэю из Шатийона в первые месяцы после знакомства.

Её бешеный темперамент наталкивался на холодность и отчуждённость возлюбленного, который прятался за бронёй цинизма и постоянных шуток – порой довольно резких. Друзья Рэя из богемной среды – сплошь интеллектуалы, нередко блестяще образованные – недоумевали, зачем ему эта уличная девка, которая даже не окончила школу, на что тот со свойственной ему невозмутимостью отвечал: «У меня достаточно ума для нас двоих».

-13
Ман Рэй. Кики
Ман Рэй. Кики

Королева Монпарнаса

В паре были нередки ссоры и скандалы, вызванные ревностью Кики. Позднее Ман Рэй вспоминал, что однажды, когда он собрался на дружескую вечеринку, Кики, подозревая измену, раздражённая и негодующая, оставила «идеальный отпечаток красивых красных губ» на его воротнике.

К 1929 году Кики достигла зенита своей славы. Она снялась в девяти коротких экспериментальных фильмах, в частности, картине Фернана Леже Ballet Mécanique («Механический балет», 1923), «Галерея монстров» Жака Катлена (1924), «Жестокосердная красавица» Марселя Л’Эрбье (1924).

В 1927 году Кики, будучи самостоятельным художником, пишущим в смешанном стиле, являвшимся чем-то средним между экспрессионизмом и наивом, открыла первую выставку своих картин в галерее Au Sacre du Printemps на улице дю Шерш Миди. Пейзажи, сельские пасторали, портреты и автопортреты, отражавшие её беззаботную натуру и безграничный оптимизм, производили «впечатление простоты, веры и нежности».

-15
Одна из картин Кики
Одна из картин Кики

Текст для каталога написал поэт-сюрреалист Робер Деснос, а самому мероприятию отвела целую колонку газета «Пари Трибюн».

«Собрались все завсегдатаи квартала. С пяти вечера до полуночи они стекались постоянным потоком, и маленькая галерея бурлила возбужденными комментариями. По нашим сведениям, на данный момент это самый успешный вернисаж года. Пришедшие повеселиться уходили с покупками, и не успела закончиться ночь, как большое количество холстов было украшено маленькими белыми карточками с надписью «Продано».

В 1929 году увидела свет автобиография под названием «Мемуары Кики», предисловие к которой написали Эрнест Хемингуэй и Цугухару Фудзита. «Кики расцеловывала всех пришедших в прошлую субботу. Очередь в магазин на бульваре Распай выстроилась около девяти вечера. Как только новость о том, что за тридцать франков можно будет получить копию «Мемуаров Кики», её автограф и поцелуй как часть сделки, облетела квартал, мужчины прибежали стремглав, забыв о жёнах, невестах и чувстве собственного достоинства», – живописала «Пари Трибюн».

Кики на вечере художников, 1929. На заднем плане журналист Андре Брока
Кики на вечере художников, 1929. На заднем плане журналист Андре Брока
Обложка издания «Мемуаров Кики»
Обложка издания «Мемуаров Кики»

Тогда же Кики открыла ночной клуб «Le Jockey» («Жокей»), где собирались звёзды театра и кино, писатели и художники. Все могли делать что вздумается: на пианино бренчал тапёр, какой-то русский с негнущимися толстыми ногами настаивал на исполнении народных танцев, кривлялись ресторанные певички с худыми бёдрами, и каждому позволялось пускать шапку по кругу.

Именно в «Жокее» Кики начала выступать как певица. Признавая, что у неё «хороший слух, но плохая память», монпарнасская муза держала под рукой суфлёра – подругу Терезу Трез, которая вовремя подсказывала слова.

Новый возлюбленный – газетный иллюстратор и журналист Андре Брока, издававший журнал «Париж-Монпарнас», в мае 1929 организовал костюмированный бал в театре «Бобино», целью которого являлся сбор пожертвований для нуждающихся художников. Звездой вечера стала Кики: вместе со своей закадычной подругой Трез и труппой «Девушки Монпарнаса» она сплясала канкан, исполнила несколько песенок и была объявлена «королевой Монпарнаса».

Брассай. Kики поёт в Cabaret des Fleurs, бульвар Монпарнас, 1932
Брассай. Kики поёт в Cabaret des Fleurs, бульвар Монпарнас, 1932
Пер Крог. «Кики де Монпарнас», 1926
Пер Крог. «Кики де Монпарнас», 1926

Именно тогда появилась фотография, запечатлевшая торжествующую Кики с розой в зубах, а в цветочном магазине Андре Бауманна не осталось ни единой красной розы.

«Мы смеялись, Боже, как мы смеялись!»

Близилась Великая депрессия, а с ней – закат великой эпохи Монпарнаса, длившейся четверть века. В 30-е годы Кики стала владелицей кабаре L’Oasis («Оазис») на Монпарнасе, которое позже было переименовано в Chez Kiki. В чёрных чулках и подвязках, со своим фирменным макияжем – ярко-алый рот в форме лука Купидона с мушкой над верхней губой, брови, выщипанные в ниточку и словно подведённые углем глаза – Кики распевала фривольные песенки, задирая пышные нижние юбки и шокируя публику отсутствием нижнего белья. Её постоянным аккомпаниатором, а позднее и спутником жизни стал бывший налоговый инспектор Андре Ларок.

Вторая мировая раскидала и уничтожила хрупкий богемный мирок, а вместе с ним низвергла с трона и королеву Монпарнаса. Не желая оставаться в оккупированном фашистами Париже, Кики покинула город в июне 1940.

Ман Рэй. Кики, 1927
Ман Рэй. Кики, 1927
Кларенс Альфонс Ганьон. Кики. 1920-е
Кларенс Альфонс Ганьон. Кики. 1920-е

Ман Рэй, встретивший бывшую музу после войны, был изумлён тем, как сильно она изменилась: располневшая, оплывшая, потерявшая голос и выглядевшая «очень больной». Увы, старания Ларока победить пагубное пристрастие Кики к алкоголю и наркотикам не увенчались успехом.

Легенда Монпарнаса скончалась 23 марта 1953 в возрасте 51 года, потеряв сознание у дверей своей квартиры. До последних дней она находила силы на то, чтобы навещать пожилых пациентов одной из парижских больниц и раздавать конфеты, купленные на собственные скромные средства.

«Дерзкая и раскованная, она легко выбирала возлюбленных, но была при этом преданной и щедрой. Она могла неожиданно обнажить грудь, задрать юбку в баре или ресторане, заявить довольным посетителям «вам это обойдется в пару франков», а потом отдать полученные деньги нуждающемуся другу», – писал биограф Кики Билли Клювер.

-23
Ман Рэй на фоне портрета Кики. 1954
Ман Рэй на фоне портрета Кики. 1954

Журнал Life в номере от 29 июня 1953 года опубликовал трёхстраничный некролог, озаглавленный «Даже после смерти натурщица живёт как символ ушедшего богемного Парижа». Прощальное слово завершалось воспоминаниями одного из её друзей, который сказал: «Мы смеялись, Боже, как мы смеялись!» А Цугухару Фудзита отметил, что со смертью Кики славные дни Монпарнаса были похоронены навсегда.

В честь знаменитой музы свободолюбивых творцов Anées folles названа одна из разновидностей лилейника.

14 мая 2022 года «Скрипка Энгра», на которой изображена спина Алисы Эрнестины Прен с наложенными на неё эфами скрипки, была продана за 12,4 миллиона долларов, установив рекорд как самая дорогая фотография, когда-либо проданная на аукционе.

-25
Пабло Гаргальо. Кики с Монпарнаса, 1928. Музей Лувра
Пабло Гаргальо. Кики с Монпарнаса, 1928. Музей Лувра
-27

Это интересно:

Ранее:

Далее:

✅©ГалопомПоЕвропам

© Копирование текста без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.

-28
Ман Рэй. Кики в квартире Ман Рэя на улице Кондамин, 1921
Ман Рэй. Кики в квартире Ман Рэя на улице Кондамин, 1921
-30
-31
-32
-33