Найти в Дзене
О Москве нескучно

Дом для работников ТАСС на проспекте Мира: без сталинской вычурности, но со странными квартирами

Оглавление

Что на месте жилого здания было раньше? Почему на этой улице вообще решили полностью поменять всю застройку? Правда ли, что изначально домов планировали несколько? Неужели коллеги хорошо отзывались о проделанной архитектором работе над этим проектом? А также - почему декор фасада здесь не такой вычурный, как это было принято в сталинских зданиях того времени? Какие тут квартиры? И как живётся в доме, который расположен на таком оживлённом проспекте? Об этом и не только расскажу сегодня.

"Низкая и убогая застройка"

Проспект Мира - это место, где сплелось множество архитектурных стилей. Больше всего часть магистрали в пределах Третьего кольца знаменита своей сталинской застройкой. Один из таких жилых домов располагается по нечётной стороне, на углу с Капельским переулком. Внешний облик здания вряд ли поразит ваше воображение: цветовая гамма однотонная, да и на фасаде нет лепных украшений или каких-нибудь панно. Однако это тот случай, когда постройка намного интереснее, чем это кажется на первый взгляд.

Дом №51с1 на проспекте Мира. Про него и будет сегодняшний рассказ, 2024. Фото моё.
Дом №51с1 на проспекте Мира. Про него и будет сегодняшний рассказ, 2024. Фото моё.

Наверное, многие из вас в курсе, что раньше (до 1957 года) проспект Мира назывался 1-й Мещанской улицей. Даже в советское время по началу её застройка являлась типичной для дореволюционной Москвы: храмы, малоэтажные здания и много зелени. В середине 1930-х годов решили, что теперь дорога станет широким проспектом. По нему люди будут попадать на главную выставку страны: ВДНХ (ВСХВ). Конечно, архитектурный облик требовалось изменить. В советской литературе старую застройку вообще называли "низкой и убогой". Со временем вместо неё появились сталинские жилые дома. Только единого облика у будущего проспекта не получилось. Зодчие никак не согласовывали проекты между собой. Даже в конце 1930-х специалисты ругали Моссовет за такое упущение. Каждый дом был сам по себе. И, как правило, сильно отличался от тех, которые стояли рядом.

То же самое получилось и с домом, про который я сегодня рассказываю. Справа от него возвели яркое разноцветное здание. Слева (пусть и несколько позже) высоченную башню совсем в другом стиле. Изначально на участке, где потом построили дом, находилась церковь Живоначальной Троицы, что на Капельках. Она появилась тут в начале 18 века. Возвели храм на пожертвования. Часть суммы внесла Екатерина I. Но в народе ходила более забавная легенда. Якобы по соседству с будущей церковью находился кабак. Его владелец решил собрать деньги на строительство храма за счёт посетителей своего заведения. Просил не допивать градусные напитки полностью. То есть оставлять капельку в стакане "на возведение церкви". Отсюда и могло пойти название "на Капельках". А вообще здесь когда-то протекала река с похожим именем.

Скромничали, но не уложились

Храм в начале 20 века немного перестроили. Расширили старые и добавили новые помещения. Но уже в 1932 году церковь снесли. На освободившемся участке по прошествии трёх лет начали возводить жилой дом. Проект создавал архитектор Г.И. Глущенко. Только изначально зодчий получил заказ не на одно здание, а на планировку всего пространства на углу Капельского переулка и будущего проспекта Мира. Предполагалось, что тут будет несколько построек. Но сначала макет не утвердили из-за того, что якобы дворы плохо проветривались. Следующий проект вроде как приняли, но в жизнь его так и не воплотили. В итоге от всего замысла остался только один жилой дом.

Строительство завершили в 1938 году. Коллеги Глущенко, на удивление, в целом хорошо восприняли творение архитектора. Тогда это было редкостью. В основном в специальной литературе зодчих ругали за их проекты. Здесь же отметили лаконичность, удачный светлый цвет фасада и проработку деталей. Особенно выделяли выступающую часть здания высотой в семь этажей. Благодаря ей композиция получила больше объёма и в целом смотрелась интереснее. Смысл всего вышесказанного в том, что Глущенко смог создать красивый дом без разных вычурностей. Он выглядел благородно, а не как новогодняя ёлка.

Пожалуй, единственным ярким украшением стала колоннада на первом этаже. Предназначение у неё было не только эстетическим, но и функциональным. В отличие от многих других соседних зданий, здесь не предполагалось магазинов на первом этаже. Вместо них была почта и некоторые другие учреждения. Планировалось, что летом они смогут обслуживать посетителей не внутри, а через специальные окна. Колоннада создавала своеобразный навес. Он позволял ожидавшим людям чувствовать себя более комфортно, например, во время дождя.

Квартиры и критика подъездов

На самом деле, у такой скромности фасадов была и экономическая причина. Стоимость строительных работ вышла за пределы сметы. Поэтому, например, не смогли воплотить изначальный декор фасада: отделку мраморной крошкой. Пришлось ограничиться рустовкой, штукатуркой и карнизом. Кроме колоннады, заметным украшением, пожалуй, стала только арка, которая вела во двор. На её сводах всё-таки можно увидеть рельефный декор - прямоугольные углубления (кессоны). Если говорить о доме с не парадной стороны, то остановить свой взор тут в общем-то не на чем. Отметить можно лишь интересные окна подъездных секций и несколько уцелевших каменных балконов.

Квартиры здесь проектировали двух и трёхкомнатные. Из-за особенностей участка, почти все жилые помещения тут выходят на проспект Мира и в Капельский переулок. А вот кухни, уборные и лестницы - во двор. В квартирах здесь предусмотрели встроенные шкафы и комнату для домработницы. Причём в ней имелось даже окно. По тем временам прямо-таки роскошь для прислуги. Высота потолков составила 3,2 метра. Габариты в целом неплохие. Например, кухни 8-12 квадратов. Площадь двушек в среднем 61 метр, трёшек - 92. В литературе 1930-х годов не писали, что в доме присутствовали четырехкомнатные квартиры. Но в объявлениях по продаже недвижимости я такие варианты видел. Может, они и правда есть. Или же в качестве ещё одной комнаты умудрились приспособить бывшее помещение для домработниц. Сейчас в продаже квартир в этом доме нет, но в прошлом году трёхкомнатная стоила чуть больше 30 млн рублей.

Я ранее писал, что этот жилой дом получил благосклонные отзывы от архитекторов. Однако имелся и один серьёзный, по их мнению, недостаток - подъезды. В первую очередь, недовольство вызывало низкое качество отделочных работ. Материалы странной цветовой гаммы: грязно-жёлтая плитка на полу, серый цвет входных дверей и убогие (прямо так и писали) почтовые ящики. Отдельного внимания удостоились лифты. Они по своему внешнему виду якобы напоминали заводские грузоподъёмники. Сейчас это, конечно, всё поменялось. Но не знаю, насколько стало лучше.

В целом, расположение дома можно назвать удачным. До станции метро "Проспект Мира" Калужско-Рижской линии идти всего лишь около трёх минут. Развита сеть и наземного общественного транспорта. Рядом есть продуктовые магазины. Конечно, большой минус - это проспект Мира под окнами. Учитывая, что в основном жилые комнаты выходят именно на него. Магистраль очень шумная и пыльная. А сам дом к ней расположен довольно близко.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!