Найти тему
НУАР-NOIR

Шортовый провозвестник «Зоны сумерек»

-2

Короткометражный фильм «Побег из Бродмура» (1948) в среде любителей мрачного кино считается эстетской вещицей, обладающей статусом «кино не для всех», но не по причине заумности, а на основании мнимой наивности, местами граничащей с легковесностью.

Начнем с самого простого, а именного, того обстоятельства, что данный шорт (то есть «короткий метр») ввёл в моду названия «Побег из…» (вспоминайте «Побег из Нью-Йорка», «Побег из Шоушенка», «Побег из Лос-Анджелеса», «Побег из Алькатарса» и т.д.). В итоге ныне бегут куда угодно и откуда угодно. Есть даже «Побег с планеты Земля».

Куда более важно, что в данном случае побег был из психиатрической лечебницы «строгого режима», что добавило некоторых отдельных аспектов к такой безрадостной локации из сумрачного кино (а также комиксов) так лечебница Аркхем. А заодно обогатило некоторыми моделями поведения тамошних обитателей.

Дело в том, что беглый Пендикот - не просто псих, даже не какой-то маньяк, а девиантный серийный грабитель. Причем обладающий не самой завидной привычкой расправляться со своими подельниками. И отнюдь не из жадности, а из-за мнимых разногласий, мол, те меня не слушаются. «Сумасшедший - что возьмешь»…

Одним словом, иметь дело с этим типом противопоказано, не только законом и моралью, но и здравым смыслом, а также элементарным чувством самосохранения. Впрочем, не все знают о подобном пагубном обыкновении. Иногда подельники возникают случайно, а потому их может ожидать «большущий сюрприз».

Есть ещё сюжетная особенность данного проекта: он в буквальном смысле слова предвосхитил такие мистико-криминальные антологии как «Сумеречная зона», «Байки из склепа». Проще говоря, британский режиссер Джон Джиллинг, который никогда не боялся экспериментировать с жанрами (что он доказал, например, фильмом «Мать Райли встречает вампира») создал первый мистический нуар.

Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)
Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)

«Сердца Ангела» и «Сигаретный ожог» будут уже много позже. Хотя история начиналась как сугубый криминал. И надо отметить, что начиналась она в высшей мере неспешно, так как к половине мини-фильма я уже успел заскучать, однако ситуацию спасло, что длился всего лишь 38 минут, а потому я решил дождаться финала.

Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)
Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)

Подлинное веселие началось в последней трети, то есть первые двадцать минут это были своего рода «вводные в историю», некое изложение установочных данных, дабы вам было более понятно, что же в итоге произойдет.

Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)
Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)

И собственно ядро сюжета базируется на том, что в дом, который грабят, не вовремя возвращается горничная. Вместо того чтобы испугаться, она старается взять ситуацию под контроль, видимо, понимая, что малейший признак страха может стоить ей жизни.

Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)
Кадр из фильма «Побег из Бродмура» (1948)

В итоге использован типичный для нуара прием, отсылающий нас ещё к римским политическим принципам: разделяй и властвуй. Отважная горничная пытается стравить между собой подельников, что был ещё завещано Дэшшилом Хэмметом в «Красной жатве». Однако даже в этой ситуации не всё так просто, как могло бы показаться.