Парадоксально звучит, да? Наоборот же вроде. ))) Давайте вместе разберемся.
Этот текст написала моя дочь. Я сама хотела писать, но подумала – да я бы то же самое написала. Разве что помягче. А дочь малость исходит ядом.
***
Наткнулась тут в Дзене на интересную статейку одного препода. Квинтэссенция статьи: у детей в школе не ведётся история (что не очень удивительно, с нынешними проблемами с учителями в школах). Однако от ВПР детей никто не освобождает, ибо людям "сверху" пофиг: есть учитель, нет учителя – выкручивайтесь, как хотите. Я уж не говорю о том, что список этих ВПР составляется абсолютно рандомно по желанию левой пятки министров.
Поэтому, судя по всему, председатель родкома находит решение - они скидываются и нанимают репетитора для групповых занятий с желающими, четко обозначив цель: подготовка к ВПР.
Краткое содержание заканчивается, переходим к позиции репетитора, от чьего лица и написана данная статья, и моему праведному негодованию.
Значит, автор пишет:
- Я совершаю фатальную, как позже выяснится, ошибку: не уточняю, что имеет в виду лидер родительских мнений класса, когда говорит, что цель наших занятий — подготовка к ВПР.
Знаете, мне кажется, слова "подготовка к ВПР" вполне себе понятны и не имеют второй трактовки. Однако у автора статьи она нашлась:
- Я думала, (и продолжаю так считать) что успешная сдача ВПР это побочный продукт погружения в материал, который изучается в 6 классе. У мамы же был четкий вэпээрный план: отбор информации строго под задания, ее заучивание в сжатые сроки и контроль в виде прорешивания вариантов. Даже группа в вотсаппе для нашего общения была названа этой аббревиатурой.
Вот нравится мне это "и продолжаю так считать". То есть полная уверенность в своей правоте, которая красной ниточкой проходит через всю статью. Конечно, тень сомнения у автора имеется, но она продолжает выпрыгивать из штанов, чтобы доказать, что "я умная, а все вокруг глупые, но ничего, я отнесусь с пониманием".
Детей, значица, надо погрузить в материал, желательно окунув с головой и слегка притопив. Чтобы добиться полного понимания материала, и они с этим пониманием пришли и радостно написали ВПР "как два пальца". И понятно, что в идеале подготовка к экзаменам предполагает изучение материала с азов, проработку и т.д. - но это утопия.
А теперь давайте добавим к уравнению суровую реальность, о которой я, человек, измученный нарзаном российскими школами, painfully aware. Сжатые сроки для подготовки, предмет, который детям не особо-то нужен, и в школе не преподается. Общий уровень нагрузки детей в школе. Понятно, что это все неправильно, и здесь можно удариться в рассуждения о системе образования, но мы работаем, с чем имеем. Но автор статьи выражает настолько резко негативное отношение к зубрежке и конкретной подготовке к ВПР, что даже название группы (вполне отражающее ее суть), ее коробит.
Дальше идёт долгое описание уроков, где преподаватель "веря (не без оснований, кстати)", что к нему "пришли жаждущие познания дети", начинает с "что такое история?" (Где вы вообще последний раз видели жаждущих познания детей? Я видела только жаждущих отдыха), прививает детям любовь к истории, они ведут дебаты и т.д. Все это прекрасно, но давайте вспомним, что у детей ВПР не за горами. И даже если им нравятся подобные занятия - это не показатель. В 6 классе любые хорошо проведенные уроки будут нравиться. Однако достигнут ли они с этой помощью цели? В сжатые сроки - нет.
Тем не менее, все это время репетитор "ликует" и думает, что честно выполняет "спецзаказ родителей". Видимо потому, что провел разбор целого одного(!) варианта ВПР. Однако все это быстро прерывается словами "мамы-вождя" (нравится мне, как каждый раз над ее названием изгаляются), которая, собственно, спускает автора с небес на землю, и говорит, что им не нужно углубленное изучение предмета, а нужна подготовка к ВПР. Автор явно продолжает считать, что к ВПР готовит.
Здесь опять стоит сделать суровый reality check. В наше время понимание предмета - это действительно углубленное изучение, роскошь, которая позволительна не каждому, ибо нет времени и сил. Поверьте, я бы тоже была рада сидеть и не спеша изучать интересные факты о биологии, попутно обсуждая их с преподавательницей. Но у меня ЕГЭ через несколько месяцев.
Замечу, что наша биологичка, тоже энтузиаст своего дела, почему-то может вести олимпиадный кружок в подобном формате, но при этом умудряется давать нам сжатые сведения для ЕГЭ, не углубляясь в предмет больше, чем надо.
У автора же предложение вызубрить таблицу с краткой информацией для ВПР (которую родительница составила сама, т.е. уже выполнила работу за репетитора, видимо, отчаявшись), вызывает негодование и отказ - поручите это школьной учительнице (которая на этот момент появилась).
Ага, школьным учителям ведь так легко поручить. Они же вам не скажут: "Ничего не знаю, готовить вас к ВПР/ОГЭ/ЕГЭ в мои обязанности не входит, мы проходим школьную программу, у нас учебный план. И вообще у вас оценок нет, сдайте 100500 письменных работ к завтрашнему дню". Ни разу такого не было, и вот опять.
Заканчивается все тем, что автора статьи удаляют из чата "ВПР", давая понять, что в ее услугах больше не нуждаются. Автор делает пару выводов, правильный из которых, на мой взгляд, один:
- Первый вывод, индивидуальный, состоит в том, что я плохо слышу людей. Мне с самого начала заказали подготовку к ВПР определенного формата.
На этом можно было закончить. Вам заказали услугу, вы эту услугу не выполнили, а вместо этого вели занятия в привычном для вас формате, ничуть не изменив ничего под желания клиента (уточнение: я не считаю, что учителя "оказывают образовательные услуги", я просто слово другое не смогла подобрать)
Однако автор продолжает:
- Я же, думая, что в силу своего образования, опыта, имеющихся результатов, знаю, как это делать, не уточнила, как это видит другая сторона.
На мой взгляд, в современных реалиях родитель ничуть не хуже, а иногда даже лучше знает, как это делать. Да, может родитель хуже знает историю. Но он прекрасно знает, что такое ВПР и подготовка к ней, в отличие от учителя с восторгом неофита. Как говорится, научить предмету любой дурак может, а вы попробуйте сделать это в сжатые сроки, с незаинтересованными детьми и в определенном формате (здесь автору ещё повезло: детей заинтересовать получилось).
И в конце статьи гордый третий вывод:
- А третий вывод, самый банальный, что родители в огромной степени определяют жизнь ребенка сейчас и во многом обусловливают его будущее.
И тут я как ребенок и ученик опять праведно негодую - да родители бы рады не готовить детей к ВПР, но не они его ввели. Думаете, родители не хотели бы, чтобы их ребенок увлекался историей и действительно ее понимал, а не зубрил? Хотели бы. Только на ВПР понимание не спасет, если ты не знаешь конкретного года или факта. Поэтому получается, что зубрежка - первична, а понимание - уже вторично, и для тех, у кого остались силы. И подобного снобизма со стороны преподавателей я не приемлю. Как обычно говорит Прокрастинация Улитовна: "Грустно, товарищи".
***
И добавлю от себя. Да, представьте, ко мне приходит человек готовиться к ЕГЭ. А я ему историю английского начну рассказывать. Или о первом передвижении согласных.
Или вон к Ведьме Анафемовне ходит взрослая ученица – ей надо за рубежом худо-бедно уметь объясняться. Давайте ей Perfect Continuous объясним в обязательном порядке, ибо как же без перфект континьюэса? Разве можно говорить о знании языка без него?
Ох, да свежий пример, про моего мальчика, которого репетитор пыталась учить, а ему нужна домашка:
Несовместимость ученика и репетитора
Или вот еще, как я помогла девушке в вуз поступить:
Как моя ученица поступила в вуз на бюджет или «педагогический провал» Армагеддона Люциферовича
Я понимаю, преподавателю хочется в великом педагогическом порыве увлечь и научить всему-всему. Но не всегда это нужно, далеко не всегда.
Вы согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Я не знаю, кто именно написал исходную статью. Но если это действительно писал тот самый великий учитель истории, то очень странно, что в заголовке слово «разбираемся» написано так – «разбЕраемся»
Вот о чем я писала 9 января в прошлом году:
Впечатления подруги моей дочери о нашем маленьком городе
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.