В пятницу у самолета Boeing 737 Max 9 компании Alaska Airlines при наборе высоты вырвало дверь запасного выхода. К счастью, авиалайнер удалось благополучно посадить, и никто из пассажиров серьезно не пострадал. Но при несколько ином развитии событий все могло бы обернуться намного хуже.
Все случилось вскоре после взлета самолета из аэропорта Портленда. В борту самолета образовалась дыра, в результате чего произошла резкая разгерметизация салона.
Катастрофических последствий удалось избежать благодаря двум факторам.
Во-первых, при наборе высоты все пассажиры были, как это и должно быть, пристегнуты, а во-вторых, самолет успел подняться на высоту только 5 тыс. метров, после чего начал резкое снижение.
Между тем, крейсерская высота полета этих лайнеров составляет 11,5 тыс. метров, и при разгерметизации разница в давлении внутри и снаружи оказалась бы слишком большой.
В таком случае салон захлестнуло бы мощным потоком воздуха, и последствия для пассажиров, особенно тех, кто уже отстегнул ремни безопасности, были бы самыми губительными.
«Пассажиров, находившихся рядом с этим аварийным выходом, если бы они не были пристегнуты, могло выдуть из самолета, — объясняет авиационный консультант Тим Аткинсон, в прошлом сам занимавшийся расследованием авиакатастроф. — Думаю, в худшем случае погибли бы пассажиры, сидевшие поблизости».
К тому же, в самолете резко упала бы температура: на такой высоте за бортом она обычно ниже -50°C.
В чем причина аварии?
Выживание экипажа и пассажиров зависело бы от кислородных масок, без которых они быстро потеряли бы сознание.
Именно это произошло в 2018 году с самолетом B737 компании Southwest Airlines: при аварии двигателя обломки разбили один из иллюминаторов, когда самолет находился на высоте 9,7 тыс. метров.
Произошла резкая разгерметизация, и пассажирку, сидевшую у того самого иллюминатора, частично засосало в него. Самолет удалось посадить, но женщина скончалась от травм.
Сейчас главный вопрос заключается в том, может ли повториться история рейса в Портленде. Сорванная аварийная дверь крепилась четырьмя вполне надежными болтами. Самолету было всего два месяца, так что говорить об износе материала не приходится. Вот почему Alaska Airlines решила на время вывести из эксплуатации все свои В737 Max 9.
А FAA - Федеральное управление гражданской авиации США, сделало то же самое, распорядившись «приземлить» 171 самолет для проверки.
«Это может быть ошибка в конструкции, производственный брак или комбинация этих двух составляющих, а может быть и что-то еще, пока нам не известное», — полагает Тим Аткинсон.
Проблемы Boeing 737 Max
Но проблемы компании Boeing этим не исчерпываются.
Самолет, с которым произошла авария, — это разновидность модельного ряда В737 Max, последнего поколения рабочей лошадки B737. Этот самолет, намного более экономичный, чем его предшественники, уже стал любимцем авиакомпаний. А вот его послужной список в отношении безопасности сильно пострадал.
В конце 2018-го — начале 2019-го года при почти одинаковых обстоятельствах потерпели крушение сразу два самолета — один у побережья Индонезии, другой — в окрестностях Аддис-Абебы в Эфиопии. При этом в общей сложности погибло 346 человек.
А причиной обеих катастроф стал сбой в программном обеспечении, который, несмотря на все усилия пилотов, привел к сваливанию самолета в штопор.
Эти аварии привели к тому что все самолеты В737 Max по всему миру были сняты с полетов больше чем на полтора года, пока устранялись программные неполадки и проводились испытания. После этого глава FAA назвал эту модель «самым хорошо изученным пассажирским самолетом в истории».
И тем не менее, после того, как В737 Max вернулся в строй, стали возникать новые проблемы с программным обеспечением, электрикой и пр. Активисты борьбы за авиационную безопасность были очень озабочены количеством сообщений о неполадках на борту.
Не далее как в декабре Boeing призвал авиакомпании, эксплуатирующие эти самолеты, проверить рули высоты после того, как на одном из лайнеров потерялся крепежный болт. В компании же заявили, что сделали это «из предосторожности».
И все же в адрес Boeing на фоне всех происшествий все чаще звучат обвинения в том, что компания ставит доходы выше безопасности пассажиров.
В частности, руководство концерна упрекают в том, что оно оказывает излишнее давление на своих рабочих, требуя, чтобы они производили больше самолетов, а это ведет к хаосу в сборочных цехах и всяческому срезанию углов.
Boeing утверждает, что сегодняшняя компания — не чета вчерашней.
Президент Boeing Дэвид Кэхлун уже не раз говорил о том, что ставка сделана на высочайшие стандарты качества и безопасности, но далеко не все критики согласны с ним.
«Очень громкий сигнал тревоги»
Один из бывших высокопоставленных руководителей компании Boeing Эд Пирсон еще до двух трагических инцидентов предупреждал о проблемах на конвейере по производству модели В737 Max. Сейчас он возглавляет организацию Foundation For Aviation Safety, которая внимательно изучает всю историю этой модели.
По словам Пирсона, с тех пор ситуация на заводах компании никак не улучшилась, а американский регулятор не спешит призывать ее к ответу.
«Это очень громкий сигнал тревоги, — говорит он по поводу последней аварии. — Возможно, всем просто очень повезло, что случился такой показательный инцидент, который заставит их наконец признать наличие серьезных проблем».
Компания Boeing наличие таких проблем упорно отрицает.
«Безопасность остается нашим главным приоритетом, и мы глубоко сожалеем о том, как это происшествие отразилось на наших клиентах, — говорится в заявлении компании, опубликованном после решения FAA приостановить все полеты данной модели. — Мы согласны и полностью поддерживаем желание FAA требовать немедленных проверок самолетов В737-9 той же конфигурации, что и пострадавший самолет».
В последнее время Boeing наращивает производство самолетов В737 Max с тем, чтобы сократить время ожидания поставок и выполнить задержавшиеся заказы. Поэтому последний инцидент с их самой продаваемой моделью произошел в самое неподходящее для компании время.
И какой бы ни оказалась причина аварии, скорее всего доверие к этой модели, особенно среди пассажиров, будет еще больше подорвано.
Источник: BBC News
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте на канале материалы мировых СМИ о катастрофе в Японии